Что мотивирует ученых «Росатома» брать диссертантов
Советник проектного офиса по управлению тематическим планированием АО «Наука и инновации» Анна Суворова провела исследование и выяснила, что мотивирует ученых «Росатома» брать диссертантов. Несколько ее респондентов поделились своими историями с «СР» и дали советы аспирантам и соискателям.
Наталия Бейлина
Доктор технических наук, профессор
— К защите сейчас готовится моя аспирантка из Российского химико-технологического университета им. Менделеева, сотрудница «НИИграфита», в котором я проработала более 40 лет. Учеников специально никогда не искала. Они сами выбирали меня, когда мы вместе работали, готовили публикации, выступления на конференциях.
Раньше для диссертантов я была больше помощником в исследованиях и учителем по теории и практике научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сейчас скорее выступаю в роли организатора и эксперта. Помогаю определить цели и задачи, спланировать работу, слежу за регулярной работой с литературой, помогаю писать и публиковать статьи.
Александр Мирославов
Доктор химических наук, главный научный сотрудник, Радиевый институт им. Хлопина
— Я работаю в отрасли с 1985 года, последние 10 лет помогаю диссертантам. Мне как патриоту России и атомной промышленности хочется, чтобы научные кадры были широко образованны.
Сейчас под моим началом готовятся к защите две аспирантки и одна соискательница. Я получаю большое удовлетворение от педагогической работы. На отраслевых и федеральных конкурсах молодых ученых мои воспитанники занимают призовые места — горжусь ими. Растет человек, старается, становится самостоятельным исследователем — это для меня лучший результат.
Чтобы стать хорошим научным руководителем, надо самому получить университетское образование и приобрести профессиональный опыт. Важно умение работать с людьми, терпение. У меня подход абсолютно одинаковый ко всем: внимание, терпение, понимание.
Олег Ташлыков
Доктор технических наук, профессор кафедры «Атомные станции и возобновляемые источники энергии», Уральский федеральный университет
— Сейчас под моим руководством 10 аспирантов, в том числе сотрудники Института реакторных материалов и Белоярской АЭС. У них, с одной стороны, есть преимущество: можно выполнять диссертационную работу на основе реального производственного опыта. С другой стороны, совмещать работу с учебой трудно. Но все зависит от желания. В 1980‑е, в начальный период эксплуатации реактора БН‑600, 10 сотрудников Белоярской АЭС подготовили диссертации при поддержке руководства станции.
Чаще всего идею для диссертационного исследования предлагаю я сам на основании направлений, которыми занимается диссертант. Дальше уже дело за ним, но я рядом — выступаю помощником, учителем, даже психологом. Помогаю проводить некоторые исследования для диссертации. И сам учеником бываю — обучая других, учусь сам. В процессе работы появляются совместные публикации и патенты, но это не самоцель. Основной мой интерес — найти эффективные научно-технические решения задач, возникающих в атомной энергетике.
Игорь Смирнов
Доктор химических наук, ученый секретарь, Радиевый институт им. Хлопина
— Я руковожу работами восьми аспирантов и семи соискателей, трачу на это примерно пятую часть своего времени. Меня привлекает возможность передать знания и опыт молодым ученым и удовлетворить свое научное любопытство. Предпочитаю аспирантов соискателям: у них мотивация на защиту и результативность выше.
Для руководства диссертантами нужны глубокие знания и опыт проведения научных исследований. Также важно ориентироваться в нормативной документации и процедурах при защите диссертации. Хорошие результаты получаются при объединении научных идей, знаний и опыта руководителя с трудолюбием, наблюдательностью и инициативностью аспиранта.
Минимум один день в неделю надо посвящать работе над диссертацией. Научный руководитель должен контролировать выполнение плана подготовки диссертации.
Чтобы мотивировать молодых ученых защищать диссертации, надо сделать ученую степень обязательным условием получения высокооплачиваемых научно-технических должностей в институтах. Дополнительные стимулы — творческие отпуска, поездки на конференции и т.д.