Как он провел это лето: новости проекта «Прорыв»
Установлен последний ярус ограждающей конструкции инновационного реактора — это третий барьер вокруг контура, в котором циркулирует свинцовый теплоноситель. Во время работы БРЕСТ-ОД-300 температура на поверхности третьего барьера будет не выше 60 °C, а радиационный фон — фактически равен естественному. Наш корреспондент вернулся из Северска с новостями стройплощадки опытно-демонстрационного комплекса (ОДЭКа).
Строительные отметки
«Еще несколько недель назад здесь шла сборка ограждающей конструкции — металлической обечайки вокруг корпуса реактора, — рассказал ведущий специалист БРЕСТ‑ОД‑300 Игорь Луцик. — В шахте уже установлен первый ярус защиты — ограждающая конструкция. Теперь будут последовательно монтироваться конструкция центральной полости, в которой расположится активная зона, и четыре металлические конструкции периферийных полостей, поскольку реактора четыре петли. Сварка будет проходить непосредственно на площадке, это отличает наш блок от блоков с реакторами ВВЭР».
Корпус БРЕСТа — это металлобетонная конструкция (у быстрых реакторов типа БН она полностью металлическая). Используются три вида бетона, каждый в своей части корпуса: один обеспечивает теплоизоляцию, второй — прочность, третий выполняет гибридную функцию — частично обеспечивает теплоизоляцию, частично, как дополнительный барьер, защиту.
Внутри многоярусного корпуса разместится специальное оборудование — парогенераторы и циркуляционные насосы, которые обеспечат ток свинцового теплоносителя. Оборудование, которое будет контактировать с ним, изготавливается из особых сталей, прошедших специальные испытания на стендах.
Рядом с реакторным отсеком строится машзал. В нем подготовлены фундаменты для конденсаторов, в которые будет поступать перегретый пар из турбины. Конденсаторы будет охлаждать циркуляционная вода, которая, в свою очередь, возвращается в 80‑метровую градирню. Она уже возведена.
Здание реактора достроено до плановых отметок. Так, на отметке 12 м будет располагаться колпак реактора, на отметке 22 м — вспомогательное оборудование и персонал, который будет управлять реакторной установкой. «В планах на этот год — довести строительные работы до отметки 39 м, то есть до крыши машзала», — добавил Игорь Луцик.
Здание реактора будет выше машзала — 53 м.
Принципы естественной безопасности
Система аварийного охлаждения БРЕСТа основана на пассивном принципе действия и работает за счет естественной циркуляции воздуха. Даже если блок будет полностью обесточен, охлаждение будет идти в штатном режиме, поскольку для него не требуется насосов и вентиляторов.
«Неотъемлемое свойство реакторной установки БРЕСТ‑300 — способность предотвращать аварии или в крайнем случае не допускать их тяжелого развития. Это обеспечивается за счет отрицательных эффектов и по реактивности, и по мощности, и по температуре. Компоновка реактора интегральная. Все оборудование помещено в шахту, и все это залито бетоном. Кроме того, свинцовый теплоноситель, в отличие от натрия, не является химически активным, температура плавления свинца — 327 °C, и даже если произойдет непредвиденное и свинец выйдет из первого контура, он просто застынет», — пояснил директор БРЕСТ‑ОД‑300 Иван Бабич.
Начало физпуска БРЕСТа запланировано на 2026 год, энергопуск — на 2027‑й.
Топливный цикл
«На этот год «Росатом» поставил нам несколько задач. В частности, получить лицензию на работу модуля фабрикации смешанного нитридного уранплутониевого топлива (СНУП. — «Лаб. СР»). Лицензия получена. Есть решение правительства, пробный пуск будет 28 декабря, ввод в эксплуатацию — 31 декабря», — сообщил заместитель гендиректора Сибирского химического комбината, глава дирекции сооружения ОДЭКа Александр Гусев.
«Плотное уранплутониевое топливо, которое будет использоваться в реакторе БРЕСТ, в небольшом количестве производили на Химико‑металлургическом заводе. Но произвести столько СНУП‑топлива, чтобы полностью загрузить реактор, сможем только мы, и это будет впервые в мире. Мы используем технологии, которые до этого нигде не применялись, — например, карботермический синтез для изготовления топливных таблеток», — рассказал технический директор ОДЭКа Роман Соколов.
Финальным объектом комплекса станет модуль переработки облученного топлива. Здесь твэлы после топливного цикла будут разбирать, топливо — перерабатывать и возвращать в модуль фабрикации для последующего использования. «Это и будет первый в мире пример замыкания ядерного топливного цикла. Мы решим глобальную задачу, которую на протяжении вот уже 75 лет решает весь мир», — утверждает Роман Соколов.
43 Га
территория опытно-демонстрационного энергокомплекса
100 тыс. м2
площадь застройки