Два года в пути: первые итоги работы Главного управления СМП

С 1 августа 2022 года судоходством на важнейшем водном маршруте Российской Арктики руководит Главное управление Северного морского пути (СМП). Такой же функционал был у Главсевморпути, учрежденного в 1932 году для освоения высоких широт, и во многом новая организация — его преемник. Что сделано за два года? Вот основные итоги в цифрах и фактах.

Задачи современного Главсевморпути — ​упорядочить систему выдачи разрешений на плавание по СМП, обеспечивать ледокольные проводки, общее администрирование и информационно-­навигационное сопровождение судов.

Информационно-­навигационным сопровождением занимается Штаб морских операций. Специалисты этого подразделения дают рекомендации по маршруту и снабжают судоводителей полной информацией о ледовых и гидрометеорологических условиях на пути следования. В 2023 году было заключено девять договоров на информационно-­навигационное сопровождение, в 2024‑м — ​уже 16.

Рулевой матрос наблюдает за движением ледокола

От Минтранса к Главсевморпути перешли полномочия выдавать разрешения на плавание по СМП. С 1 сентября 2023 года оставить заявку и получить разрешение можно через портал «Госуслуги» — ​просто и удобно. Действие разрешения может быть приостановлено на срок до 30 дней, если погода и ледовая обстановка неблагоприятны и есть риск, что судно не справится. После улучшения метеоусловий или корректировки маршрута действие разрешения возобновляется. За два года было выдано 2384 разрешения. В трех случаях заявителям отказали. Они получили разрешение, только когда исправили недочеты, к которым у Главсевморпути были замечания.

Главная цель этих нововведений, стабильное и надежное плавание по СМП, достигнута. «За это время не было ни одного чрезвычайного происшествия на маршруте, что повысило привлекательность Северного морского пути для коммерческого судоходства», — ​отмечает гендиректор Главсевморпути Сергей Зыбко.

Штаб морских операций аккумулирует информацию о льдах и погоде, чтобы проложить оптимальный маршрут

Кроме того, в Штабе морских операций разработали уникальный глубоководный маршрут, который впервые в истории позволил судам типа capesize (очень большие балкеры) воспользоваться СМП. В сентябре 2023 года балкер Gingo с 164,6 тыс. т железорудного концентрата на борту (осадка — 18 м) прошел из Мурманска в Китай. На двух участках, в Карском и Восточно-­Сибирском морях, его сопровождали атомные ледоколы «Таймыр» и «Сибирь». Рейс занял 13 суток, на дорогу через Суэцкий канал Gingo понадобилось бы вдвое больше.


2603

рейса

2289

ледокольных проводок

70,32 млн т

грузов


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: