«В месяц я трачу на зарядку электромобиля 500–700 рублей»

Покупать или не покупать электромобиль? В поисках решения важно изучить рынок, мнения экспертов, но еще полезнее — личный опыт. Ведущий специалист Федерального центра охраны здоровья животных Владимир Сидорчук рассказал «СР» о тонкостях эксплуатации японского Nissan Leaf 2015 года выпуска.

Причины покупки

Это мой первый электромобиль и самый бюджетный входной билет в этот сектор. Я купил Nissan Leaf за 750 тыс. рублей осенью 2022 года. Что касается побудительных мотивов, главный — трепетное отношение к сохранению окружающей среды. А триггером стала такая история: мы с дочкой ездили в зоопарк, и я потратил много денег и нервов на якобы неправильно оплаченную парковку, штраф и попытку его оспорить. Тогда и решил: куплю электромобиль, и больше не придется нервничать, потому что для таких машин парковки в Москве и в некоторых других регионах России бесплатные.

Впечатления от эксплуатации

Все нравится, все очень удобно: машину, как телефон, поставил на ночь заряжаться, а уже утром поехал. Зимой был период, когда пользовались в семье только ей. Автомобиль жены, прожорливый Infiniti, стоял два месяца — разрядился аккумулятор, мы его еле реанимировали.

Еще из плюсов: электромобиль не надо разогревать, подогрев зимой и охлаждение летом можно запрограммировать — этакий продвинутый аналог автозапуска. Бесшумность — тоже очень приятно, для меня комфорт — это именно бесшумная езда. И быстрый разгон нравится — я не гонщик, с ребенком часто езжу, но приятно по-байкерски рвануть и быстро встроиться на свободное место.

А самое главное — 100 км пробега обходятся мне примерно в 100 рублей, это по тарифам домашнего энергоснабжения. А если заряжаться на муниципальных зарядках, то и вовсе бесплатно. В месяц я трачу на зарядку электромобиля 500–700 рублей.

Особенности использования

Когда я покупал машину, то ездил на работу в Москву из Щербинки каждый день. У меня нет проблем с зарядкой: я приезжаю с работы в свой частный дом, вставляю зарядку в розетку, и процесс пошел. Кроме того, у меня возле службы была бесплатная зарядка, и в первое время после покупки электромобиля она мне очень пригождалась: я пользовался именно ей, так как менял проводку в доме, чтобы безопасно заряжать машину по восемь часов.

Правда, постояв в пробках по два часа, снова пересел на электричку. Это даже удобнее: в электричке ты спишь, а машину ведешь. Потом сменил работу, теперь тружусь удаленно, и поездки у меня в основном небольшие, по Щербинке. По семейным делам иногда выезжаю на 100–120 км, зарядки электромобиля с избытком хватает на эти расстояния, но ночью вынужден заряжаться. Проверять максимальную дистанцию пока не было повода.

Проблемы с зарядкой

Летом в жару перегреваются розетки дома — они пластиковые и не выдерживают нагрузки по восемь часов. Зимой такой проблемы нет. Большая проблема найти хорошую розетку с керамической внутренней частью, выручили советские. Такую проблему можно решить, купив зарядный блок с регулируемым зарядным током 16, 10, 8 А и т.п. Если, например, приезжаешь в гости, то выставляешь меньшие параметры — и можно заряжаться от самой слабой розетки. А у меня дома установлена промышленная. Пришлось проводить качественное заземление, потому что штатное зарядное устройство, которое идет в комплекте с машиной, без него не работает. Я сейчас думаю, что если буду менять машину или основной аккумулятор, то возьму на такой объем, чтобы заряда хватало на мои стандартные расстояния и дорогу обратно, то есть на дистанцию 250–300 км, в зимний период. Путешествовать на электромобиле на дальние расстояния — не вариант.

Эксплуатация зимой

В первую зиму было нервно. Зимой эта машина может тратить на обогрев даже больше, чем на движение. Если постоять в пробках часов пять, печка может съесть весь запас электроэнергии. Поэтому купил дизельный отопитель. Подумал: если не будет хватать заряда, то электрическую печку выключу, а дизельную включу. Но пока не пользовался, не пригодилась.

Долгие поездки

На моем основном маршруте — МКАД и Ярославское шоссе до Сергиева Посада — электрозарядки установлены через каждые 5 км, на Калязинском шоссе они тоже есть. Платные, но это все равно дешевле, чем бензин или солярка. Варианты поездок на дальние расстояния я не рассматриваю, у меня батарея первого поколения, малой емкости: час буду ехать — восемь заряжаться. Конечно, можно воспользоваться быстрой зарядкой за 40 минут, но это вредно для батареи. Нужен другой, более современный аккумулятор, который стоит как вся моя машина.

Мой электромобиль — городской. Но есть и такие, которые могут проехать 500 км, зарядиться за 40 минут и преодолеть еще 500 км, однако и цены у них в разы выше.

Думаю, пока электромобили не для путешествий по нашей большой стране. Хотя если посмотреть на карту зарядок, то видно, что они есть через каждые 100 км на всех трассах. Люди путешествуют по Сибири, из Якутска в Новосибирск, на Дальний Восток, в Крым. Зарядок становится больше, сеть быстро расширяется. При гостиницах электрозарядки тоже появляются. Но и спрос серьезно вырос буквально за год. На зарядке у работы, где я год назад стоял один, сегодня все время кто-то заряжается. Есть удобное приложение 2Chargers, где собрана информация о всех зарядках страны — и даже Белоруссии — и их статусе.

Лайфхаки

Зимой прогревать салон лучше, когда машина еще подсоединена к внешнему питанию: тогда во время поездки электроэнергия будет тратиться только на поддержание температуры.

Стоит включать искусственный шум, чтобы пешеходы слышали подъезжающую машину.

Чтобы не остаться с разряженным автомобилем посреди дороги, надо изначально соотносить его возможности с длиной маршрутов. На более высокой скорости машина тратит больше энергии на преодоление сопротивления воздуха, и батарея разряжается быстрее. Мой Nissan Leaf очень хорошо прогнозирует, сколько сможет проехать.

Зимой при планировании поездки надо вычитать 30–50% дистанции из-за необходимости включать отопление. Или дизельную печку ставить.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: