Проводники в профессию: в МИФИ стартует пятый сезон программы наставничества
В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» стартует пятый сезон программы наставничества. Один сезон длится примерно четыре месяца — как семестр. Чем полезно это начинание, мы узнали у участников.
Найти мэтра
Это флагманский проект сообщества «МИФИсТЫ», реализует его дирекция вуза по работе с партнерами и выпускниками. Как предполагает большинство подобных начинаний, умудренные опытом наставники передают подопечным профессиональные секреты и открывают горизонты личностного роста. Но есть принципиальное отличие: если на предприятиях и в организациях подопечные — дипломированные специалисты, в университете наставники (в международной практике их называют менторами) опекают студентов и аспирантов, которым сложно спланировать карьеру и оценить собственные перспективы в той или иной отрасли.
Дважды в год в университете устраивают встречи наставников, учеников и желающих присоединиться к программе. На странице alumniclub.mephi.ru/mentoring принимают заявки и анкеты — как будущих подопечных, так и наставников (сейчас их собирают на осенний поток). Здесь же можно ознакомиться со списком наставников — студентов просят указать в заявке, к кому он хочет попасть. В наставники берут только выпускников МИФИ с как минимум пятилетним опытом работы.
Сейчас в программе четыре десятка наставников. Сообразно компетенциям и профессиональному опыту они распределены по восьми трекам: «Наука», «Бизнес, предпринимательство, стартапы», «Информационные технологии, разработка, аналитика», «Инжиниринг, производство», «Атомпром, энергетика», «Финансы, инвестиции», «HR, коучинг, личная эффективность», международный трек.
Найти работу
Четверокурсница Института физико-технических интеллектуальных систем МИФИ Мария Галеева учится на специальности «автоматизация технологических процессов и производств». Ее ментор — выпускник 2015 года Илья Гамцемлидзе. «В середине третьего курса нам сообщили, что пора выбирать место для практики. Примерно в то же время шел второй сезон программы наставничества. Я решила разыскать там человека в интересующей меня отрасли, — вспоминает Мария Галеева. — Так мы познакомились с Ильей. Регулярно созванивались по видеосвязи, общались в чате. Он подсказал контакты сотрудницы РАСУ («Росатом Автоматизированные системы управления». — «СР»), которая работает со студентами, помог с оформлением резюме, советовал, как действовать в той или иной непривычной для меня ситуации». После практики Марию Галееву приняли на полугодичную стажировку в РАСУ. Она оканчивает бакалавриат, официально работает в отделе верификации и очень довольна.
«Недавно я перешел из «Росатома» в крупный международный концерн, но всю предыдущую трудовую биографию провел на предприятиях российской атомной отрасли, — говорит Илья Гамцемлидзе. — Прошел путь от техника до руководящих должностей. Потом работал на проекте финской АЭС «Ханхикиви‑1». Маша пришла ко мне с конкретным вопросом о карьере в «Росатоме». Мы серьезно рассматривали «Атомэнергомаш». Но выбрали РАСУ: это быстрорастущий дивизион, в котором у меня хорошие наработанные связи, да и самой девушке автоматика ближе».
Найти грант
Еще один наставник, ведущий научный сотрудник Российского федерального ядерного центра «ВНИИЭФ» Георгий Шарков, руководит лабораторией силовой твердотельной ВЧ-электроники в Институте ядерной физики и технологий МИФИ. Общаться со студентами в альма-матер ему проще. Но пока инициативных запросов о работе в Сарове не поступало: ребята не стремятся уехать из столицы и пребывают в плену мифов об ограничениях для жителей закрытых городов.
«За пару сезонов в общей сложности у меня было семь подопечных, — рассказывает Георгий Шарков. — Младшекурсники в основном просят конкретных советов по профориентации, чтобы понять, куда двигаться. Некоторым старшекурсникам я рекомендовал связаться с Алексеем Ставинским из Курчатовского института, научным руководителем моей кандидатской диссертации. Итогами учебно-исследовательских работ довольны обе стороны. С двумя талантливыми ребятами в течение сезона общались регулярно, и результаты налицо. Так, третьекурсник Влад Александров оказался талантливым электронщиком. Я искал сотрудника себе в лабораторию и взял его в штат техником, а еще дал рекомендацию в престижную фирму. Рекомендацией он, насколько мне известно, воспользовался. Еще и учится прекрасно. Другой, аспирант Андрей Батов, проявил себя как отличный стартапер. Ему нужна была консультация для проработки бизнес-задач. В результате его команда выиграла грант акселерационной программы поддержки талантливой молодежи «Умник-электроника» на 3 млн рублей».
«Программу наставничества неверно рассматривать как набор научных школ в традиционном понимании. Нельзя пока назвать ее и классическим менторингом: четыре пятых запросов относятся не к личностному росту, а к карьерному консультированию. Дело в том, что завтрашние выпускники часто не понимают, с чего начать карьеру в крупной структуре и как профессионально расти внутри нее. А спросить они или стесняются, или боятся, — считает еще один наставник, ветеран атомной отрасли Андрей Шахбазов. — Поэтому программа МИФИ у студентов востребована. А вот многие потенциальные наставники о ее существовании просто не подозревают. Это одновременно и упущение, и колоссальный резерв для развития».
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Добровольность
- Безвозмездность
- Конфиденциальность
- Доверие и уважение
- Ответственность
Наталья Якимчук
Куратор программы наставничества
— Нашей программе уже два года, но на старте каждого сезона находятся студенты, которые с удивлением говорят: «Мы не знали, что у МИФИ такие крутые выпускники, что с ними можно пообщаться, стать их подопечными». Это уникальная возможность перенять опыт и знания не просто у высококлассных профессионалов, но прежде всего у людей с похожим бэкграундом: они учились у тех же профессоров, читали те же учебники и получали те же уроки, что и нынешние студенты. И достигли успеха в самых разных сферах: от инжиниринга до финансового консалтинга.