В павильоне «Атом» на ВДНХ 11 июня прошел финал отборочного этапа научно-просветительского проекта «Ледокол знаний». 12 школьников получили место в экспедиции на атомоходе «50 лет Победы». Корреспондентка «СР» провела этот вечер с финалистами и узнала, чем их так манит Северный полюс.

Заявки на участие в пятом сезоне проекта «Ледокол знаний» подали более 30 тыс. старшеклассников. Три отборочных этапа прошли 24 счастливчика. На первом этапе нужно было выбрать тематический трек («Атом для жизни», «Технологии» или «Промышленность»), ответить на вопросы теста, послушать вебинары, снять видеовизитку. Лучшие в своих федеральных округах встретились на очном полуфинале, где предстояло разработать индустриальный проект, связанный с атомной отраслью, и презентовать его экспертам. Например, в треке «Промышленность» школьники предложили проект по увеличению доли возобновляемой энергии, в частности ветрогенерации, в треке «Технологии» — ​по применению цифровых решений в науке, а в самом популярном, «Атом для жизни», — ​по развитию Арктики и регионов Крайнего Севера. По итогам в округах сформировали команды из трех человек для финала в Москве.

«Никто в мире, кроме России, не имеет возможности отправить детей в арктическую экспедицию, — ​отметила председатель жюри, заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева. — ​Из года в год проект «Ледокол знаний» пользуется колоссальной популярностью у школьников. Мы отобрали лучших ребят, которые интересуются химией, физикой, математикой, биологией. 12 победителей получат уникальную возможность отправиться на Северный полюс. Эта пятая по счету экспедиция посвящена 65‑летию атомного ледокольного флота — ​флота, который есть только у нашей страны».

В финал вышли 24 школьника

Первым этапом финала стал интеллектуальный турнир Российского общества «Знание». Игру провел замдиректора департамента коммуникаций «Росатома», капитан команды «Росатома» в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» Константин Рудер. Вопросы были сложные, на обсуждение давалось всего 70 секунд — ​некоторые участники в поисках поддержки оглядывались на приехавших поболеть за них родителей, но те лишь разводили руками. Самым интересным, по мнению Константина Рудера, был вопрос о знаменитом физике-ядерщике Андрее Сахарове. Ученого настолько увлекала работа, что он размышлял о ней безостановочно. По легенде, в парикмахерской Сахарова спросили: «Как вас подстричь?» Сахаров ответил: «Подстригите меня ТАК». Подсказка: ТАК, например, молятся монахи-исихасты. Как Сахаров попросил подстричь его?

Второй этап финала — ​защита проектов. За три минуты команды должны были ответить на вопрос, как атомные технологии могут улучшить жизнь в их федеральном округе. Несколько команд выступили с инициативой строительства АЭС малой мощности и даже подобрали место, подходящее под требования «Росатома». Участники из Северо-Кавказского федерального округа предложили использовать гамма-излучение для стерилизации насекомых, представители Южного федерального округа выступили за создание атомного опреснителя, так как не раз сталкивались с нехваткой питьевой воды на малой родине. К защите проектов школьники подошли основательно: дискутируя с членами жюри, ссылались на нормы Роспотребнадзора и законодательство, обосновывали экономическую целесообразность своих предложений.

Уровень подготовки и навык публичных выступлений участников отметил научный сотрудник СП «Квант» Дмитрий Чермошенцев: «Мы впечатлены. Взрослые зачастую делают доклады хуже, чем вы».

По итогам двух этапов выиграли четыре команды: Южного, Сибирского, Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов. Вручая сертификаты, Татьяна Терентьева призналась, что порой члены жюри сомневались, что ребятам не помогали взрослые. «Нам пришлось обращаться к организаторам, чтобы они подтвердили, что работы и презентации выполнены самостоятельно, настолько высокий уровень показали претенденты», — ​пояснила она.

Сертификаты победителям вручила председатель жюри Татьяна Терентьева

Финалисты, не попавшие на борт «Ледокола знаний» (команды Уральского, Дальневосточного, Северо-Западного и Приволжского округов) в сентябре примут участие в научно-познавательной программе в Минске: посетят лаборатории и пообщаются с учеными.

Другая часть экспедиции — ​финалисты Всероссийского конкурса «Большая перемена», участники движения «Юниоры «Росатома», победители и призеры международных, федеральных, региональных и отраслевых просветительских проектов. «Впервые в истории проекта экспедиция обрела международный статус, — ​подчеркнул глава «Росатома» Алексей Лихачев. — ​Вместе с российскими школьниками на атомоходе «50 лет Победы» к вершине планеты отправятся ребята из 10 стран — ​партнеров госкорпорации, а также зарубежные эксперты, отобранные в рамках Всемирного фестиваля молодежи».

Экспедиция стартует в августе, команду ждет насыщенная программа: погружение в атомную отрасль с экспертами Корпоративной академии «Росатома», эксперименты, мастер-классы, возможность пообщаться с экипажем атомного ледокола, известными учеными и популяризаторами науки. Мы обязательно расскажем об этом подробнее.

Справка

Научно-просветительский проект «Ледокол знаний» направлен на поиск и поддержку одаренных детей, развитие их способностей и профориентацию. Участвуют школьники в возрасте 14–16 лет. Проект организовала сеть информационных центров по атомной энергии при поддержке «Росатома». Интеллектуальный партнер — ​Российское общество «Знание».

ГОВОРЯТ ПОБЕДИТЕЛИ

Алиса Каитова
Минеральные Воды

— Я живу на юге, и снег для нас — ​большая редкость. Если выпадет раз за зиму и не растает на следующий день, это просто праздник. Радуемся каждой снежинке как маленькие дети. В экспедиции на Северный полюс чистейшие снег и лед будут окружать меня все время. Ну и конечно, я хочу увидеть белого медведя.

Михаил Новосельцев
Барнаул

— Я уже лет десять как мечтаю стать полярником. Узнал о проекте «Росатома» случайно, от попутчиков в поезде, и сразу решил участвовать. Попасть в финал было непросто, над тестами пришлось поломать голову. Например, мне попался вопрос «Назовите город, в котором построили первый токамак». С ответом я ошибся, но зато навсегда запомнил, что это Москва.

Милана Лосинская
Новоуральск

— Пост о приеме заявок на «Ледокол знаний» попался мне в соцсетях. Решила участвовать, чтобы проверить свои силы: ребята из моей школы уже были в этой экспедиции. Я мечтаю стать учителем начальных классов, так что поделюсь впечатлениями от путешествия с учениками.

65 РЕЙСОВ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

В День России атомный ледокол «50 лет Победы» завершил 65‑й рейс. 12 июня судно с 83 участниками магистерской программы «Время героев» пришвартовалось в порту Мурманск. Ледокол строили для проводки научно-исследовательских и грузовых судов по Севморпути, но с 2013 года он используется и как круизный лайнер, доставляющий пассажиров, в том числе участников проекта «Ледокол знаний», к Северному полюсу.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)

Современные карбонарии: знакомимся с участниками форума «Композиты без границ» — стр. 6

Как атомщики покоряли «Хайтек» — стр. 10

Что зашифровано в дизайн-коде Краснокаменска — стр. 12

Скачать
Главное
На связи токамак: термоядерные исследования станут доступнее
Синхроинфотрон
Кваркглюонная плазма поддалась изучению: новости науки
Новости
Ученые выяснили возраст мумии саблезубого котенка
Синхроинфотрон
«Большая перемена» в жизни: о чем мечтают победители и призеры конкурса
Синхроинфотрон
Протянуть лапу дружбы: как проходит «Пушистый атом – 2024»
Показать ещё