Срез жизни: как работа с деревом помогает в токарном деле

Игорь Тарасов, токарь отдела главного механика Высокотехнологического научноисследовательского института неорганических материалов (ВНИИНМ) им. Бочвара, приходит на работу на 40 минут раньше. Это время тратит на хобби — делает фигурки из дерева. Его верстак заставлен смешными человечками, славянскими божками и изящными статуэтками, которые он дарит всем желающим.

Хобби с перерывами

Вырезать по дереву Игорь Тарасов начал в семь лет. Обращаться со стамеской и ножом его учил отец, летчик-истребитель. Оказалось, что у мальчика твердые руки и большая фантазия, он сразу видел, сколько всего интересного можно сделать из болванки. Когда Игорю было 10 лет, отец погиб во время тренировочного полета. Мальчик очень тосковал. В его школе учитель труда вел кружок резьбы по дереву, и Игорь записался туда, чтобы немного отвлечься от тяжелых мыслей. «Мне нравилось работать с деревом, это занятие успокаивало и радовало, — вспоминает Игорь Тарасов. — Постепенно начал делать фигурки не для оценок, а для собственного удовольствия. Я влюбился в запах липы и можжевельника, научился на глаз отличать породы древесины. Мои самые любимые — липа, орех и осина. Они мягкие, послушные и с красивым рисунком. Я всю жизнь этим занимаюсь, но с перерывами. В разные периоды меня то тянет к дереву, то нет».

Медитация в мастерской

В 1973 году свежеиспеченный выпускник техникума Игорь Тарасов устроился во ВНИИНМ токарем. Освоил смежные профессии — шлифовальщика и заточника. Поступил в Московский авиационный институт, а во ВНИИНМ стал мастером токарного участка. Для общего развития отучился на факультете этики Университета марксизма-ленинизма. В середине 1990-х решил уйти на вольные хлеба. Кем только не работал: экспедитором в газете «Коммерсантъ», слесарем-наладчиком в роддоме, плотником на телефонном узле, заместителем директора оружейного магазина. «Дольше всего я занимался отделкой квартир, был прорабом бригады отделочников и параллельно реставрировал изделия из дерева, — рассказывает Игорь Тарасов. — Сколько расходных материалов я получил благодаря этой работе! У меня до сих пор хранятся бруски ясеня, бука и ореха. Помню, мы делали ремонт у фигуриста Ильи Авербуха, клали дорогой дубовый паркет. Я все обрезки забрал. Хозяин был не против. Работаю и с простыми, не ценными породами. Как увижу хорошую деревяшку, хватаю и несу в мастерскую». В 2015-м, когда Игорю Тарасову исполнилось 60, он решил вернуться в атомную промышленность. В отделе кадров ВНИИНМ предложили вакансию, с которой он когда-то начинал, причем в том же цеху. «Я снова стал токарем, шлифовщиком и заточником, — говорит Игорь Тарасов. — В моем распоряжении верстак, инструменты, мастерская. Идеальные условия. Начальник не против, чтобы я по утрам приходил пораньше и вырезал фигурки. Для меня это как медитация — заряжаюсь силой и хорошим настроением на весь день. Засиживаться вечерами мне не дают, домой выгоняют».

Токарь ВНИИНМ делает фигурки из дерева с семи лет
В музей за вдохновением

Свои работы мастер раздает без сожаления. «Женскую часть семьи снабжаю разделочными досками, подносами, карандашницами, солонками и другой полезной мелочью, — рассказывает Игорь Тарасов. — Коллеги и друзья любят мои поделки для интерьера. Но чаще я вырезаю не по запросу, а по вдохновению. Придет в голову идея — рисую эскиз. Бывает, волокна и узор древесины не позволяют выполнить задуманное на 100%. Тогда меняю замысел». Вдохновение Игорь Тарасов ищет главным образом в музеях. Не пропускает ни одной крупной выставки в Москве. В путешествиях обязательно заходит с женой в местные галереи. «Из живописцев я больше всего люблю импрессионистов и экспрессионистов, особенно Моне и Модильяни, — говорит он. — Любимые скульпторы — Микеланджело и Роден. Страшно жалею, что, когда был в Париже, не попал в Музей Родена. Вообще, скульптура меня очень занимает — из камня, из металла. А вот произведения из дерева я не очень любил, пока в Праге не зашел в собор, где было много деревянных фигур католических святых. Одна меня поразила. Передо мной было не изваяние, а живой человек». Есть у нашего героя долгосрочные творческие планы. Он мечтает сделать два настольных парусника. «Я с детства люблю самолеты и корабли. Самолеты — в память об отце. Он не только летал, но и делал модели. А суда — в память о его младшем брате, который стал для меня вторым отцом, — поясняет Игорь Тарасов. — Дядя бредил флотом, изготавливал миниатюрные корабли. Я сам в молодости собирал парусники, потом перестал. Это очень долгий и трудоемкий процесс, времени не было. Теперь хочу снова попробовать. Нашел чертежи шебеки — парусно-гребного вооруженного судна военных и пиратов. Работа на несколько месяцев минимум».

Фигурки из липы — «Мечтатель» и «Охранник»
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: