Дебаты у розетки: грядет ли дефицит электроэнергии из-за бума электромобилей
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2024/05/034_aa3i9100-1200x600.jpg)
Электромобилей в России все больше, и в экспертной среде оживилась дискуссия: не грядет ли дефицит электроэнергии? И если да, что делать: строить объекты генерации и быстрее развивать электросетевую инфраструктуру или стимулировать водителей заряжаться по ночам, чтобы сгладить пики потребления? Разбираемся на примере Москвы и области — лидеров по количеству «электричек».
Оценка потребностей и возможностей
К 2030 году электромобилей в Москве, по прогнозам столичного департамента транспорта, опубликованным в конце прошлого года, будет 315 тыс., это 6,8 % легкового автопарка. К тому же к 2030 году планируется установить 12,6 тыс. электрозарядных станций (ЭЗС) на дорогах, придомовых территориях, в подземных паркингах, торговых и бизнес-центрах. Какой будет мощность этой сети, мы не знаем, но можем предположить. В Китае и западных странах соотношение быстрых (мощность 150 кВт) и медленных (22–44 кВт) зарядных станций — примерно 40 на 60. Если в Москве будет та же пропорция, мощность всех ЭЗС к 2030 году составит порядка 1 ГВт. Много это или мало для Московской агломерации?
По данным Схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2024–2029 годы, в Москве и области в 2029 году максимум потребления мощности прогнозируется на уровне 21,4 ГВт. Среднегодовой прирост потребления — 1,96 %, порядка 419 МВт, в основном за счет новостроек, сферы услуг и транспорта, где солидная доля у расширяющегося метро. Инфраструктура для электромобилей, если оценка верна, добавит порядка 160 МВт в год.
Однако говорить, что электромобили будут потреблять всю эту мощность, некорректно, объясняют эксперты. Во-первых, ЭЗС подключены к разным точкам питания, так как Москва и область получают электроэнергию с разных электростанций. Во-вторых, ЭЗС работают 30–40 % суток, так как зарядные сессии не происходят одна за другой. Фактически одновременное потребление мощности разными ЭЗС минимально, поэтому электромобили не окажут значимого влияния на энергосистему Московского энергоузла.
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2024/05/tg_image_3971147592-683x1024.jpeg)
Энергосистемам необходимо развитие
«Есть комплексный план развития энергетики. Планы строительства генерирующих мощностей и сетей согласовываются на несколько лет вперед, и заранее принимаются решения, каким образом нивелировать локальный дефицит. Общий прирост потребления в Московском регионе будет покрывать переток по электросетям из соседних регионов», — поясняет директор департамента цифровизации и развития в электроэнергетике «Росэнергоатома» Андрей Кувшинов.
В концерне растущему спросу только рады, он обеспечивает дополнительную выручку. «Удивительно, что об электромобилях кто‑то отзывается негативно, как о потребителе, который придет и спровоцирует энергодефицит. Энергосистемам необходимо развитие. Больше опасений вызывало не то, что электромобилей будет слишком много, а то, что их будут плохо покупать и рынок будет медленно расти», — говорит Андрей Кувшинов.
Парк электромобилей в России пока растет плановыми темпами. Предполагалось, что в начале 2024 года будет 40 тыс. электромобилей, сейчас их немногим более 42 тыс. «Есть понимание, сколько выпустят наши производители марок «Эволют», «Москвич», «Амберавто» и «Атом». Есть понимание объема импорта, — отмечает Андрей Кувшинов. — В любом случае мы ждем нового потребителя и готовим для него инфраструктуру».
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2024/05/img-1.jpg)
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2024/05/img-3.jpg)
От быстрых к медленным
Департамент транспорта Москвы опубликовал данные, иллюстрирующие поведение владельцев электромобилей (см. диаграммы). Зарядками чаще всего пользуются в среду и четверг, днем и вечером, пик — с 18:00 до 19:00. То есть в основном «большие гаджеты» (так участники рынка называют электромобили) заряжают во время рабочего дня или по пути домой. Все станции «Энергия Москвы», по данным с которых строился анализ, — быстрые, зарядиться на них можно за полчаса. И, кстати, пока бесплатно — до 2025 или 2026 года.
Быстрые электрозаправки возле офисов и на промплощадках ставят крупные компании, в первую очередь с госучастием, поскольку им предписано постепенно замещать обычные машины электромобилями. «Росатом» не исключение. Так, у здания входящей в «Росэнергоатом» компании «Атомэнерго», которая занимается установкой электрозарядных станций, две быстрые зарядки. Не все офисы и промплощадки расположены удобно, но станции возле них пока пользуются популярностью — там даже в выходные заряжаются. Это показатель ненасыщенности рынка.
Постепенно развивается и инфраструктура медленных зарядок. Обычно они располагаются на придомовых парковках во дворах многоквартирных домов и в подземных паркингах. Зарядка длится шесть — восемь часов, но оборудование дешевле, да и для аккумулятора электромобиля этот режим более щадящий. В России заинтересованные стороны прорабатывают нормативную базу, которая позволит устанавливать медленные электрозарядки по ускоренной процедуре.
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2024/05/img-4.jpg)
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2024/05/img-2.jpg)
Развитие сети медленных зарядок способствует гармоничному распределению нагрузки на энергосистему: на них электромобили в основном оставляют заряжаться на ночь. Стимулировать всех делать так можно разными способами. Самый простой — через тарифы: в часы пик максимальная цена, ночью — минимальная. Прием хорошо работает в Китае, США и Европе. Другой способ — умное распределение нагрузки. Системы управления, встроенные в зарядные станции, начинают зарядную сессию подключенного электромобиля, например, после вечернего пика потребления.
+19278
рост парка электромобилей в России в 2023 году (на 41% больше, чем в 2022-м)
+6797
рост парка электромобилей в Москве в 2023 году (в пять раз больше, чем в 2022-м). С третьего места по количеству электромобилей в России столица поднялась на первое
Аккумулятор на колесах
Но электромобиль — это не только потребитель электроэнергии. Это еще и «аккумулятор на колесах», способный электроэнергию отдавать. Например, в маркетинговых материалах концерна Audi отмечается, что автоаккумулятор может более суток быть основным источником электроэнергии для небольшого дома. В развитие этой мысли сформировалась концепция «транспорт для сетей» (vehicle-to-grid), вокруг нее множатся стартапы в разных странах, ее обсуждают регуляторы.
С «транспортом для сетей» владельцы электромобилей смогут зарабатывать, передавая электроэнергию в сеть. В России Системный оператор Единой энергетической системы изучает возможность использовать электромобили в управлении спросом на электроэнергию. «Сегмент электромобилей в перспективе сможет участвовать в управлении спросом на электроэнергию, помогая сглаживать пиковые значения потребления. «Росэнергоатом» эту тему всерьез изучает», — комментирует Андрей Кувшинов.
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2024/05/ria_8465340.hr_-1-1024x682.jpg)