За Полярной звездой: чем специалистов привлекает работа на ПАТЭС

Что побуждает людей радикально изменить жизнь? Одни ищут ярких впечатлений, другим по душе новые профессиональные вызовы, третьи хотят посмотреть мир. Работа на единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) предоставляет и то, и другое, и третье. В этом убеждаются многие из приехавших в Певек. Вот несколько историй.

«Не вахта и не командировка, а дом»

Александр Свистунов
Инженер по подготовке производства 1-й категории, 38 лет

— Мое первое знакомство с ПАТЭС произошло в 2018 году, задолго до ввода станции в эксплуатацию. Тогда я работал в составе генподрядчика по возведению береговой инфраструктуры атомной станции. Шла активная фаза сооружения, необходимо было успеть завершить работы в срок — к прибытию ПАТЭС в Певек. У меня к тому моменту уже был опыт в сфере строительства, но условия вечной мерзлоты оказались в новинку. Ранее на Крайнем Севере бывать не доводилось, поэтому впечатлений появилась масса: бесконечно чистая белизна Восточно-Сибирского моря, пронзительный свет солнца и красота сопок, которые обрамляют город.

Для Певека сооружение ПАТЭС грандиозное событие, впервые взгляды жителей всей страны были прикованы к этому крошечному городу. Мне посчастливилось увидеть швартовку плавучего энергоблока. Поистине это был триумф человека и научно-технического прогресса.

Через полгода после прибытия энергоблока моя работа в Певеке была завершена, я уехал. Шли годы, а Север не отпускал, я мысленно возвращался туда, обсуждал с друзьями планы вернуться. В один из дней коллега из «Росэнергоатома» рассказал о вакансии на ПАТЭС по моей специальности, я связался с кадровиками. Так спустя несколько лет снова оказался на Чукотке. Теперь это не вахта и не командировка, а дом на долгие годы. А работа в группе по ремонту зданий и сооружений обещает быть интересной. Конечно, она требует большой личной ответственности, внимательности и безукоризненных профессиональных навыков.

Соглашусь с мнением, что в Певеке еще многое предстоит сделать, чтобы он стал современным городом, но по сравнению с 2018 годом перемены заметны. В глаза бросаются свежие муралы на стенах домов, краски на самих зданиях стали ярче. Местный храм впечатляет масштабами, его построили за время моего отсутствия практически на пустыре. На аллее между пятым микрорайоном и микрорайоном геологов установили фонари, она стала любимым местом для вечерних прогулок. Еще не могу не отметить, что выросло число авиарейсов, это свидетельствует о темпах развития края. Развитие Чукотки всегда упиралось в отсутствие надежного источника электроэнергии, и хочется надеяться, что именно ПАТЭС под силу решить эту проблему.

«На Крайнем Севере взаимовыручка у людей в крови»

Александра Петрова
Инженер 2-й категории группы развития ПСР, 22 года

— О работе в атомной промышленности я задумалась еще в детстве. По-другому, наверное, и быть не могло, в Курчатове каждый второй связан с «Росатомом». Но работу после окончания вуза я нашла не на родной Курской АЭС, а на самой необычной и далекой станции — ПАТЭС. Когда узнала, что меня точно берут, собрала от знакомых и из интернета информацию о Певеке. Меня интересовало все: климат, люди, инфраструктура, цены, возможности для досуга, спорта. Узнала, что город находится в необычайно красивом месте и стремительно развивается, а работа на станции дает огромные перспективы карьерного роста, уникальный опыт и достойную оплату труда вместе с солидным соцпакетом.

Я вылетала в Певек из аэропорта Домодедово. Это был мой первый в жизни полет на самолете. Рейс до Чукотки, 7 тыс. км, проходил с плановой стыковкой в Новосибирске. Стыковочный рейс из-за непогоды откладывался на несколько дней, и я осталась в незнакомом мне городе совсем одна, не зная, куда обратиться. Даже слегка запаниковала, но меня поддержали мои новые коллеги с ПАТЭС, которые летели тем же рейсом. Успокоили, помогли найти гостиницу. Так что, не успев оказаться на Чукотке, я уже почувствовала крепкое плечо коллег, на Крайнем Севере взаимовыручка у людей в крови. В этом я убеждаюсь каждый день.

На первой прогулке по городу в глаза бросились ярко раскрашенные дома. А еще порадовало, что в первом же магазине, несмотря на разговоры о скудном ассортименте в продуктовых магазинах, смогла купить спелый авокадо и другие свежие фрукты. 

На ПАТЭС для новых сотрудников проводят экскурсию. Меня впечатлила грамотная организация пространства. На плавучей станции размещены все необходимые для производства тепло- и электроэнергии помещения, оборудованы места для приема пищи и отдыха. Свое рабочее место я как специалист ПСР организовала в соответствии с производственными стандартами.

«Певек напомнил родную Удомлю»

Денис Волгушев
Главный инженер-механик, 42 года

— Моя карьера в атомной отрасли началась в Удомле, я 15 лет отработал на Калининской АЭС. А в Певек приехал из Ирана, где четыре года был главным инженером строительной площадки «Проект-53».

Певек мне напомнил родную Удомлю в миниатюре 10 лет назад: компактные размеры, отсутствие сетевых магазинов и привычных торговых марок. Здесь, как раньше, нужно запоминать ассортимент товаров в конкретных точках, заранее уточнять график работы магазинов.

Штат на ПАТЭС по сравнению с большими станциями крайне невелик — около 500 человек и сразу видно, насколько коллектив сплочен. Вне работы сотрудники часто собираются вместе, участвуют в конкурсах, акциях, спортивных и интеллектуальных играх. Люди, живущие в крошечном уединенном городке с суровым климатом, открыты друг для друга.

Ну и, конечно, радует природа. Даже в зимние месяцы заснеженные сопки вокруг города выглядят красиво и величественно. Сейчас, весной, в городе и округе много живности, которой нигде больше не увидишь: чайки-бургомистры, дикие гуси, арктические воробьи — пуночки. Летом надеюсь побывать в тундре, это одно из красивейших и чистейших мест в нашей стране.

Все это интересный опыт для меня, который, несомненно, стоил того, чтобы устроиться на ПАТЭС и переехать в Певек. Главный инженер-механик на станции отвечает за соблюдение всех стандартов безопасности при эксплуатации механических систем, за разработку и внедрение процедур по предотвращению аварийных ситуаций. Мы должны уметь многое: планировать, конструировать, разрабатывать технологическую оснастку, работать с документацией, включаться в процесс цифровизации.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: