Президент США Джо Байден подписал закон о запрете импорта российского урана

Закон, подписанный 13 мая, также подразумевает запрет на поставки низкообогащенного высокосортного урана (HALEU с обогащением 5–20 %). Россия — его единственный коммерческий поставщик в мире.

Однако закон содержит целый ряд отступлений от запрета. Во-первых, он вступит в силу спустя 90 дней после принятия. Во-вторых, министр энергетики вправе выдать освобождение от запрета на импорт, если определит, что нет альтернативного жизнеспособного источника низкообогащенного урана для поддержания непрерывной работы ядерного реактора или атомной энергетической компании США или же что импорт российского низкообогащенного урана отвечает национальным интересам. Закон также не применим к импорту по контрактам с Министерством энергетики в целях национальной безопасности или нераспространения и к импорту неурановых изотопов.

С 1 января 2028 года министр энергетики не сможет выдавать отказы от запрета. К этому времени также должны истечь сроки ранее выданных освобождений от запрета. В законе также оговаривается, что поставки обогащенного урана из России не должны превышать 476 536 кг в 2024 году, 470 376 кг в 2025 году, 464 183 кг в 2026 году и 459 083 кг в 2027 году.

Наконец, срок действия закона, который представляет собой поправки в закон о приватизации USEC (американской компании, основного участника контракта ВОУ-НОУ с американской стороны, впоследствии обанкротившейся и сменившей название на Centrus), ограничен 31 декабря 2040 года. Таким образом, полный отказ от российских поставок низкообогащенного урана продлится с 1 января 2028 года до 31 декабря 2040 года.

Centrus еще до подписания закона заявила, что запросит отказ от запрета, когда закон будет принят, «чтобы иметь возможность продолжать поставки низкообогащенного урана нашим клиентам».

В «Росатоме» сочли закон дискриминационным и нерыночным. «Очевидно, что подобные решения, имеющие политический подтекст, носят деструктивный характер для устойчивого функционирования глобального рынка товаров и услуг ЯТЦ», — говорится в сообщении.

Приоритет госкорпорации — обеспечение растущих потребностей в урановой продукции российской атомной энергетики. Доля атомной генерации в энергобалансе России к 2045 году должна вырасти с 20 до 25 %.

«Росатом» прочно удерживает позиции мирового лидера в атомных технологиях и продолжит развивать отношения с зарубежными партнерами, заинтересованными в долгосрочном сотрудничестве», — говорится в сообщении госкорпорации.

Российские власти выразили возмущение действиями США. «Американцам тяжело с нами конкурировать на международной арене. Как только им становится тяжело конкурировать, они не гнушаются ничем, включая меры, которые, собственно, извращают, искажают и бьют по всем нормам международной торговли», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на брифинге (цитата по ТАСС).

МИД поддерживает «Росатом»: «Ситуация с запретом на импорт урановой продукции нами просчитывалась. Найдем возможности, как обеспечить устойчивость рынка сбыта и как оградить российскую атомную отрасль, которая практически по всем направлениям демонстрирует высшие в мире показатели эффективности и технологического развития, от негативных последствий подобного рода шагов», — сказал ТАСС замглавы МИДа Сергей Рябков.

СЛОВО ЭКСПЕРТАМ

Сергей Пикин
Директор Фонда энергетического развития

— Законопроект предусматривает возможность исключения из него в ближайшие три года в том случае, если покупатели не смогут найти замену. С большой вероятностью эти исключения будут активно использоваться для продолжения поставок.

В случае отказа от покупки российского урана Россия потеряет немного, эта сумма эквивалентна неделе поставок российской нефти, что для бюджета страны незначимая величина. Росатом может работать и на других рынках, есть китайский рынок, где активно строятся атомные станции. Есть другие страны, где строятся АЭС. Вопрос в переговорах и цене.

Сергей Роженко
Директор группы аналитики в энергетике Kept

— Как ни странно, главным проигравшим от американских санкций может оказаться Евросоюз, а в выигрыше — поставщики американского СПГ и промышленники. Сегодня доля Росатома на американском рынке обогащенной урановой продукции — порядка 20 %. Заместить эти мощности фактически нечем.

Но есть и другое решение. Чтобы сбалансировать мировой рынок обогащения урана для США и отказаться от поставок из России, можно и не наращивать мощности по обогащению. Достаточно просто «придушить» атомную индустрию в Европе (потребление услуг обогащения в ЕС составляло 10,7 млн ЕРР в 2022 году). Снизив потребление в Европе, можно оперативно «получить» недостающее топливо для американских АЭС под любыми предлогами.

Павел Севостьянов
Действительный госсоветник РФ, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова

— Уран становится жизненно важным для мирового энергетического перехода. Ограниченное предложение и геополитическое напряжение соответствуют прогнозам о постоянно растущем спросе. Цены на уран с 2021 года выросли в три раза. А в планах Китая — построить 150 реакторов за 10 лет. Уже сейчас в мире строится около 60 атомных станций, и потребность в низкообогащенном уране будет только расти, как и спрос на российскую урановую продукцию.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: