Драйв дайвера: подводные приключения Василия Кукавы

Василию Кукаве 65 лет, 20 из них он исследует глубины южных морей. На его счету более 400 погружений. Дайвер рассказал, что будет, если разбудить черепаху, как напугать акулу воздухом и какие опасности подстерегают ныряльщиков.

Под воду за компанию

«Мальдивы, Бали, Таиланд, Маврикий, Сейшелы, Доминикана, Черногория, Испания, — перечисляет Василий Кукава. — Во многих из этих мест я побывал несколько раз. Начинал с дейли-дайвинга, это погружение возле берега, но давно предпочитаю дайвинг-сафари. Мы с друзьями арендуем яхту и уходим подальше в море. На Бали нас возили на «манта-пойнт», где обитают скаты манты. Они огромные! Размах крыльев — до 4 м. А на Мальдивах есть «шарк-пойнт», где много акул. Больше всего я люблю сафари на Красном море: нигде нет столько живности и таких красивых кораллов».

Экстремальное хобби в жизни начальника цеха московской станции очистки жидких радиоактивных отходов Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов появилось случайно. В 2006 году Василия Кукаву с супругой пригласили с собой в Египет друзья. Они только получили сертификаты PADI (Профессиональной ассоциации дайвинг-инструкторов). «Я решил, что не хочу, пока ребята ныряют, лежать на пляже животом кверху, — говорит Василий Кукава. — Нашел в Москве дайвинг-клуб «Акванавт» и записался на курсы. Когда приехал в Шарм-эш-Шейх, был готов к знакомству с морем. Через два дня получил сертификат PADI».

Василий Кукава на карьере Ново-Рязанской ТЭЦ. Здесь он погружается каждое лето

Подводная одиссея настолько впечатлила начинающего дайвера, что он решил заняться этим делом всерьез. Через полтора года тренировок и обучения сдал экзамены и стал дайв-мастером — правой рукой инструктора. Помогал водить группы новичков на морские сафари, учил отличать реальную опасность от мнимой. «Акулы часто подплывают близко, но не нападают, а люди их очень боятся, — рассказывает Василий Кукава. — Как‑то возвращаемся мы с группой на корабль, чувствую, меня хлопают по плечу сзади. Девушка показывает знаками: рядом две акулы (аквалангисты общаются под водой на языке жестов. — «СР»). Вижу, она напугана. Акулы, как назло, не исчезают. Я подплыл к ним вплотную, достал октопус — резиновый шланг с резервным воздухом — и выстрелил струей кислорода. Акулы бросились наутек».

Бадди-партнерство

У Василия Кукавы немало историй, которые могли бы закончиться печально. «Как‑то гид-инструктор попросил меня быть бадди-партнером, то есть напарником, его невесты на рэк-дайвинге — погружении на затонувший корабль. Он находился возле большого кораллового рифа далеко от берега на глубине 36 м. Мы едва опустились до 10 м, как я увидел, что у девушки полмаски залито кровью — капилляры в носу полопались, а она ничего не замечает. Я показал ей жестами: «У меня проблема, выныриваем». Когда всплыли, она поняла, что стряслось. От группы мы отстали, наша яхта поплыла на другую точку. От рифа пошла поверхностная волна и потащила нас в открытое море. К счастью, у меня был надувной аварийный буй. Его случайно заметил в бинокль египтянин с нашей яхты, и за нами вернулись».

В Красном море водятся черепахи пяти видов

Под водой нет никого важнее бадди-партнера, особенно для аквалангистов с небольшим опытом, говорит Василий Кукава: «Иногда от него зависит твоя жизнь. Мой бадди-партнер Сергей Попов тренировал меня в самом начале пути, и я присоединяюсь к нему всегда, когда есть возможность. Сам я бадди-партнер для нескольких человек. Стараюсь быть внимательным и надежным, вода ошибок не прощает».

По международным правилам все дайверы с сертификатом PADI сами несут за себя ответственность под водой. Это есть в документах, которые они подписывают перед погружением. Но далеко не всегда подпись означает понимание всей ответственности. «Мы с группой были на глубине 12 м, — приводит пример Василий Кукава. — Смотрю, одна женщина от нас самовольно отделилась и уплыла вниз. Решила посмотреть, как какой‑то фотограф снимает рыб. Забыла, что чем она ниже, тем меньше воздушные полости ее компенсатора плавучести. Она становится тяжелее, и ее засасывает в бездну. Я, нарушая все правила безопасности, рванул догонять ее на ластах. Поймал уже на глубине 54 м. Развернул к себе — смотрит на меня с недоумением: мол, что такое?! Я показываю наверх. Она подняла голову, увидела едва заметные вдалеке силуэты дайверов нашей команды и ужаснулась. Мы благополучно поднялись наверх, хотя и с трудом».

Трогать животных — табу

Василий Кукава погружался 444 раза. Говорит, как только над ним смыкается вода, забывает обо всех проблемах. «Особенно интересно ночью. Появляются существа, которые днем прячутся. Например, испанский танцор — гигантский моллюск, похожий на лоскут темно-бордового бархата, усыпанный цветочками, — рассказывает наш собеседник. — Я видел, как рыбы спят в защитных воздушных пузырях, которые сами и создают, или как в свете наших фонарей крылатки-зебры вылавливают мелкую рыбку. Как‑то разбудил черепаху. Она распласталась на песке возле рифа. Встрепенулась, только когда я подплыл вплотную. Очень недовольно взглянула, снова уронила голову в песок и дрыхла дальше. Главное — вести себя осторожно и помнить, что в море ты гость. Трогать животных и рыб под водой — табу, кормить — тоже. Те, кто нарушает правила, дорого платят. Один американец вздумал покормить мурену сосиской, она откусила ему палец, приняв и его за угощение».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: