На выставке «Атомэкспо» редко кто не задерживался у футуристичного электрофургона. Автор его концепции и дизайна Роман Войт, руководитель проекта электромобильности в композитном дивизионе «Росатома», уверен: такая машина найдет свое место на рынке.

— Электромобиль назвали Voyt в честь вас?

— Да, посчитали, что так будет разумно: я пришел с этим проектом в композитный дивизион.

— В чем особенность проекта?

— Универсальная платформа. На ее базе при малых, порядка 2–10 тыс. штук в год, объемах производства можно выпускать электромобили, по себестоимости сравнимые с обычными автомобилями.

Несущая конструкция — ​профиль из углекомпозитов. Он полый, поэтому одновременно выполняет функцию силового корпуса батареи — ​ее укладывают внутри профиля.

На нашей платформе можно создавать модели класса В и В+. Это примерно как «Лада Гранта» и «Лада Веста». По типу кузова — ​хетчбэки, седаны, микроавтобусы, кроссоверы.

— Какая модель была на выставке?

— Фургон для доставки на «последней миле» — ​из центра распределения до порога клиента. Двухместный, объем грузового пространства — ​3 м3, грузоподъемность — ​600 кг, пробег — ​около 300 км на одном заряде. Параметры ориентированы на потребности рынка. В сегменте доставки на «последней миле» пробег за день в городах — ​от 100 до 150 км. При выездах за город — ​200–250 км. Наш запас в 300 км покрывает эти нормы даже с учетом российских зим — ​надо включать печку, да и в холод аккумулятор разряжается быстрее.

Электромобиль рассчитан на клиентов в бизнес-сегменте, которые будут покупать его, возможно, сериями — ​это службы доставки, организации переездов и проч. В таком варианте машины стоят, заряжаются и обслуживаются в централизованном автопарке. Даже если зарядная станция медленная, за ночь батареи успевают полностью зарядиться в щадящем режиме.

Мы уменьшили габариты и емкость аккумулятора (у Voyt она 32 кВт·ч) и тем самым снизили себестоимость электромобиля, 40–50 % которой — ​это аккумулятор.

— Как вы компенсируете уменьшение емкости?

— Повышаем эффективность использования энергии. Даже небольшой батареи хватит на заявленный пробег за счет веса машины. Voyt очень легкий благодаря профилю, изготовленному в композитном дивизионе «Росатома». Там же разработали конструкцию электромобиля и дизайн. Но в целом наш электромобиль — ​результат кооперации, прежде всего внутриотраслевой. Более 60 % компонентов производят предприятия «Росатома»: батарея, электропривод, управляющая электроника, композитные детали и проч. По остальным компонентам ориентируемся на отечественных поставщиков вне отрасли. Свыше 90 % комплектующих делаются в России.

— На какой стадии разработка?

— На выставке мы показали концепт. Он будет дорабатываться, но уже дает представление об облике серийного продукта.

— На каких мощностях будете производить?

— На промплощадках партнеров. В России есть автопроизводители со свободными мощностями, которые с удовольствием предоставляют услуги по сборке автомобилей. Срок старта производства я пока назвать не готов.

18 тыс.

зарядных станций до 2030 года планирует построить «Росэнергоатом».

38

станций работают в Калининградской области, еще 22 появятся в ближайшее время.

130

станций работают в Дальневосточном регионе. Они стоят каждые 150 км на дорогах протяженностью 9,3 тыс. км.

350

быстрых зарядных станций в 36 регионах планирует построить в этом году «Русгидро».

ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОСТЬ СООБЩА

Участники сессии «Мегаполис будущего — ​территория электромобильности» обсудили развитие производства электротранспорта и внедрение электродвижения в регионах.

Президент ТВЭЛ Наталья Никипелова напомнила о необходимости кооперации при создании новой для России отрасли: «Мы [«Росатом»]» развиваем и химические переделы литиевого производства, и разработку аккумуляторных батарей, и электроприводы, и другие компоненты. При этом, осваивая производство всех ключевых узлов, «Росатом» пока не собирается становиться производителем электромобилей. Но мы призываем всех автопроизводителей консолидировать усилия, чтобы совместно дать внутреннему рынку такие объемы, которые позволят отечественным электромобилям быть конкурентными по цене».

Пример совместной работы бизнеса и городских властей привела советник заместителя мэра Москвы, руководитель дирекции по развитию электротранспортных средств Алина Хайретдинова. В сентябре 2023 года «Росатом» и «Мосгортранс» подписали контракт, предусматривающий строительство производства тяговых батарей для электромобилей и электробусов в Красной Пахре (Новая Москва).

Многие участники сессии говорили о необходимости развивать зарядную инфраструктуру. Фактор, влияющий на скорость ее развития, — ​эффективность сотрудничества федеральной, областной, муниципальной власти, сетевых компаний, автопроизводителей и производителей зарядных станций.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: