Куда нам плыть: пять задач по развитию Севморпути до 2035 года

29 марта в рамках Международной выставки-форума «Россия» зампред правительства Александр Новак провел совещание по итогам работы Северного морского пути в минувшем году и планам на ближайшую десятилетку. Мы выделили пять основных направлений развития глобального транспортного коридора.

Грузооборот: от десятков к сотням миллионов тонн

Достижения. 36,25 млн т грузов в прошлом году — ​это не только пятикратное превышение лучшего результата советской эпохи, но и перевыполнение плана. Рекордным (в основном за счет отечественных компаний, перевозивших нефть, железную руду и уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона) оказался и транзит: 2,15 млн т. По числу рейсов (1261) практически достигнут показатель 2021 года — ​последствия прошлогоднего экономического спада преодолены.

Планы. К 2030 году грузооборот предстоит нарастить до 150–190 млн т, а к 2035 году — ​до 220 млн т (по оптимистичному сценарию — ​до 260 млн т). Это согласуется с запланированным на 2032–2035 годы ростом пропускной способности всего Восточного полигона (совокупности грузовых морских портов Дальнего Востока). При условии сопряжения портов Севморпути с железными дорогами и автомагистралями это сделает Большой Северный морской путь опорным элементом «грузового каркаса» России.

Безопасность

Достижения. За два года с момента передачи «Росатому» полномочий по организации судоходства на Севморпути не было ни одного инцидента — ​разлива нефти, столкновения, посадки на мель, касания судами грунта; ни одного отказа в ледокольной проводке или ее переноса. По результатам наблюдений на полусотне комплексных мониторинговых станций по всей акватории Севморпути, в том числе с участием международных экспертов, коммерческое арктическое судоходство не оказывает отрицательного воздействия на морские экосистемы.

Планы. Минтранс строит для Севморпути 16 единиц аварийно-спасательного флота (шесть вводятся в эксплуатацию в этом году), всего к 2035 году предстоит спустить на воду 46. Для их размещения оборудуют три базы. В планах МЧС — ​развернуть на Севморпути сеть комплексных аварийно-спасательных центров. «Роскосмос» собирается нарастить группировку метеои радиолокационных спутников.

Арктическое судостроение: нужна новая верфь

Достижения. В Арктическом регионе регулярно курсируют три десятка грузовых судов: газовые и нефтяные танкеры, контейнеровозы, сухогрузы. В прошлом году вырос спрос на прохождение по Севморпути судов класса «река — ​море».

Планы. С учетом вывоза продукции с новых арктических производств, в том числе на Ямале, Таймыре и Камчатке, к 2030–2031 годам понадобятся еще 130 судов (33 уже строятся). По мнению гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева, нужно четко взвесить возможности судостроителей и по мере проработки стратегии развития Объединенной судостроительной корпорации, возможно, принять решение о закладке новой верфи.

Особое внимание — ​северному завозу и каботажному плаванию

Достижения. В рамках снабжения арктических производств и северного завоза в прошлом году по Севморпути перевезено 5,6 млн т грузов — ​в основном контейнеров, металлоконструкций, пиломатериалов, кранов, автотехники, рыбной продукции. За два последних года организованы пять каботажных рейсов (перевозок внутри государственной границы) между 11 портами от Санкт-Петербурга до Владивостока, в том числе три круговых — ​в маршрут включены Архангельск, Певек, Находка, Магадан.

Планы. В апреле этого года в действие вступил закон «О северном завозе», в соответствии с которым функции федерального координатора переданы Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики. 16 северных агломераций, где в общей сложности проживают свыше 1,5 млн человек, объявлены опорными населенными пунктами Арктической зоны. К 1 ноября предстоит разработать комплексные планы их развития.

«Росатом» и крупные регионы — ​участники северного завоза в этом году запускают пилотный проект для повышения эффективности и снижения себестоимости перевозок. К программе регулярных каботажных рейсов планируется подключить Калининград.

Ледокольное обеспечение: 14 судов через шесть лет

Достижения. В акватории Севморпути работают семь атомных ледоколов и три неатомных, переданных «Росатому» по договоренности с Минтрансом. В конце года в эксплуатацию вводится четвертый атомоход проекта 22220 «Якутия». На Балтийском заводе заложено судно этого же проекта «Ленинград», анонсировано строительство следующего — ​«Сталинграда». На верфи «Звезда» приступили к созданию атомного ледокола нового проекта «Лидер» (его назовут «Россия»).

Планы. В этом году, по словам Алексея Лихачева, предстоит принять решение о сооружении четырех ледоколов (возможно, неатомных), в полтора раза менее мощных по сравнению с проектом 22220. Они должны обеспечить проводки судов в районе крупных терминалов в Обской губе и устье Енисея в Карском море. Это позволит перебросить мощные атомоходы на Дальний Восток для обеспечения круглогодичной навигации.

К 2030 году группировка ледоколов на Севморпути должна достигнуть 14 единиц — ​возможно, с одним-двумя неатомными судами Минтранса.

Экспериментальные рейсы

В прошлую летне-осеннюю навигацию транзитом от Мурманска до Китая прошли не имеющие ледового класса крупнотоннажные балкеры (сухогрузы навального типа) с 17,5‑метровой осадкой. Каждое перевозило беспрецедентные для Севморпути 164 тыс. т железорудного концентрата.

Одно судно через пролив Вилькицкого до моря Лаптевых 22–23 августа провел атомный ледокол «Таймыр», а от острова Врангеля до Чукотского моря — ​по очереди ледоколы «Сибирь» и «Таймыр» 31 августа — ​2 сентября. Второе судно на выходе из пролива Вилькицкого 5 октября провел ледокол «50 лет Победы». Весь остальной путь оба грузовых судна с большой осадкой преодолевали самостоятельно по чистой воде по рекомендациям Штаба морских операций Главсевморпути.

«Эти рекордные рейсы мы рассматриваем как экспериментальные, — ​отметил гендиректор Главсевморпути Сергей Зыбко. — ​Они подтвердили безопасность мореплавания и экономическую эффективность перевозки грузов судами данного типа».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: