Полет научной мечты: МАИ держит курс на Венеру
Аспирант Московского авиационного института (МАИ) Алексей Шеремет проектирует беспилотник, который может работать в атмосфере Венеры и многократно взлетать и садиться на ее поверхность. Ученый рассказал «СР» о своем замысле.
— Беспилотный летательный аппарат с роторной системой — новое слово в космической технике?
— Нет, спроектировать аппарат такой конструкции для изучения Венеры меня вдохновил вертолет Ingenuity, придуманный в НАСА. Он отправился на Марс в составе миссии Mars 2020 Perseverance Rover и провел ряд экспериментов с полетами в атмосфере. Это был первый опыт использования средства такого типа на другой планете.
Мое исследование началось с курсовой, которую я написал в 2020 году, и превратилось в основу для дипломной работы и потом диссертации. В разработке участвует мой научный руководитель Виктор Воронцов.
— Что дает роторная система?
— Она позволит проводить научные исследования в режиме полета и на поверхности Венеры, обеспечивая маневренность и возможность обходить препятствия.
Наш беспилотник можно использовать для выполнения множества исследовательских задач. Он будет оснащен датчиками для измерения химического состава атмосферы, температуры, давления, скорости ветра и других параметров. Аппарат может делать высококачественные изображения для построения детальных карт поверхности Венеры и проводить геодезическую разведку. Может участвовать в исследовании геологических процессов: вулканической активности и тектоники. И наконец, в тестировании новых технологий и оборудования, которые будут полезными для полетов к планетам с подобными атмосферными условиями.
— Вы, конечно, все предусмотрели? Венера — вторая по удаленности от Солнца планета, беспилотник ждет горячая встреча.
— Он будет адаптирован к экстремальным условиям. Из-за крайне высокой температуры на поверхности Венеры — в среднем 460 °C, корпус и компоненты нужно изготовить из термостойких материалов. Аппарат должен подолгу работать автономно из-за ограниченной возможности связи с Землей.
— Как он попадет на Венеру?
— В спускаемом аппарате. Спускаемый аппарат отделится от орбитального космического аппарата и, достигнув определенной высоты, выпустит большой тормозной парашют, площадь которого достаточна для отделения аэродинамического экрана и увода заднего кожуха в сторону. После увода заднего кожуха происходит частичное раскрытие несущего винта беспилотника. Аэродинамический экран отделяется, и БПЛА совершает полное раскрытие несущего винта, входит в режим авторотации, совершает маневрирование и садится на поверхность Венеры.
— На каком этапе разработка?
— Пока беспилотник существует только на бумаге: идут теоретическая проработка и расчеты. Основное внимание уделяю написанию диссертации и подготовке публикаций. Это необходимо для признания в научном сообществе, иначе перейти на стадию реализации не получится. Пока исследовательская работа отмечена на международной конференции «Авиация и космонавтика», научной конференции «Системный анализ, управление и навигация», Научных чтениях памяти Циолковского, Гагаринских и Королевских чтениях.