«Ленинград» в лучах прожекторов: секреты дизайна нового атомного ледокола

Он станет не просто рабочей лошадкой, которая будет проводить суда по Северному морскому пути (СМП), но и «еще одной данью памяти бессмертному подвигу Ленинграда, мужеству и несгибаемой воле защитников, жителей города», заявил на церемонии закладки ледокола президент России Владимир Путин.

Традиция и символ

Название подсказали ветераны-блокадники: судно заложили 26 января, накануне 80‑й годовщины полного освобождения Ленинграда от осады немецко-фашистских войск.

Напомним, на Севморпути работают уже три ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». На Балтийском заводе в этом году должна достроиться «Якутия». На стапелях стоит «Чукотка». Ее планируют сдать в 2026‑м. В 2025 году начнут строить еще один, шестой серийный ледокол этого проекта — ​«Сталинград». Кроме того, на Дальнем Востоке продолжается строительство сверхмощного ледокола нового поколения «Россия» проекта 10510.

«У России уникальный — ​я хочу это подчеркнуть — ​уникальный, самый большой ледокольный флот в мире, — ​сказал Владимир Путин. — ​И это наше огромное конкурентное преимущество, колоссальные возможности для развития логистики, промышленности, создания рабочих мест, для комплексного обустройства арктических городов и поселков, для реализации проектов действительно глобального уровня, для международного сотрудничества с нашими партнерами, друзьями, со всеми, кто хочет и готов работать с Россией».

Судовые задачи

Строительство ледоколов — ​часть большой работы по развитию Севморпути. Как сообщил на церемонии закладки судна гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, на СМП хорошая динамика. В прошлом году поставлен очередной рекорд перевозок — ​36,2 млн т грузов. В 10 раз по сравнению с 2022 годом увеличился транзит. Опережающими темпами наращивается портовая инфраструктура — ​мощность портов (пропускная способность) превысила 40 млн т. В развитии СМП участвуют международные компании.

Владимир Путин пообещал, что Россия будет последовательно расширять арктический флот, и выразил уверенность, что все участвующие в этом будут «четко и в срок решать поставленные перед ними задачи».

«В ближайшее время потребуется большое количество грузовых судов высокого ледового класса. Арктическое судостроение становится стратегически важным направлением в России. «Росатом» выступает не только заказчиком, но и участником этой работы», — ​отметил Алексей Лихачев.

«Коллектив Балтийского судостроительного завода хорошо понимает ту ответственность, которую на нас возлагает этот важнейший государственный заказ. Строительство будет закончено точно в установленные сроки и с высоким качеством», — ​заверил председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (в холдинг входит Балтийский завод) Андрей Костин.

Затем Алексей Лихачев, Андрей Костин, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, взяв отвертки, прикрутили закладную доску на первой секции будущего ледокола.

Закладные доски — видоизменив­шийся древний обычай помещать в корпус или под мачту монеты, талисманы
Особенности дизайна

«Ленинград» внешне будет отличаться от предшественников, окрашенных в синий и голубой цвета с горизонтальным триколором на надстройке. В «Росатоме» уже довольно давно думали, что сделать, чтобы придать судам серии индивидуальные черты — ​как у «зубастого» «Ямала». «Пока это единственный «одушевленный» ледокол, в облике которого есть метафора, который притягивает внимание и первым приходит в голову, когда речь заходит о визуальной привлекательности ледоколов», — ​говорит автор дизайна «Ленинграда», начальник отдела художественного оформления и дизайна частного учреждения «Центр коммуникаций «Росатома» Владимир Ружников.

Корпус ледокола будет красным с синей и белой полосами по борту. Рядом с названием — ​медаль «Золотая Звезда», которой награждены все 12 городов-героев, включая Ленинград. Ходовой мостик и боковые части надстройки — ​белые. На передней части — ​панно: на синем фоне силуэты памятника Петру I, Петропавловской крепости и ростральная колонна в перекрестье лучей зенитных прожекторов.

«Дизайн «Ленинграда» приурочен к 80‑й годовщине снятия блокады, в оформлении крайне важно отобразить это событие простым и понятным художественным приемом. Поэтому появились лучи зенитных прожекторов. Они помогали освещать военные пути, пути отхода, вражеские самолеты и прочее, то есть были полноценным рабочим механизмом военных действий. Красный цвет корпуса — ​символ Победы. Синие и белые полосы, идущие по борту, создают визуальную рифму с триколором», — ​комментирует Владимир Ружников.

Он добавляет, что визуальный образ любого объекта, будь то АЭС, завод или ледокол, помогает развивать промышленный туризм, работает на популяризацию атомной отрасли, да и сотрудникам приятно.

ПРОЕКТ 22220

Двухосадочные (от 9,03 до 10,5 м) атомные ледоколы могут работать как в морях, так и на сибирских реках. Оснащены интегральной реакторной установкой РИТМ‑200 и системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Это первая российская разработка для управления ледоколом в любых режимах.

Длина — ​173,3 м
Ширина — ​34 м
Высота борта — ​15,2 м
Мощность (на валах) — ​60 МВт
Скорость — ​22 узла по чистой воде
Максимальная ледопроходимость (толщина льда) — ​3 м
Расчетный срок службы — ​40 лет
Экипаж — ​54 человека

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: