Продолжаем рубрику, посвященную частному бизнесу в атомных городах. На этот раз речь о коммерческих образовательных услугах. Рассказываем, как в Трехгорном учат расписывать ногти по-жостовски, в Северске — ​говорить на разных языках, а в Железногорске — ​читать.

Уроки преображения

Анастасия Варганова из Трехгорного — ​опытный мастер по маникюру и дизайну ногтей. За 15 лет в профессии накопила толстую стопку дипломов и сертификатов, свидетельствующих о различных навыках. «В свое время меня впечатлила работа моего мастера по маникюру, — ​вспоминает наша героиня. — ​У меня были проблемные ногти, к тому же я их грызла, приходилось все время прятать руки. А после того как мне нарастили ногти и сделали классный маникюр, руки преобразились. Я тоже захотела совершать такие чудеса и зарабатывать на этом».

Первое время Анастасия Варганова арендовала место в салоне красоты, а восемь лет назад открыла собственный кабинет. Недавно загорелась идеей учить других и записалась на курсы инструктора ногтевого сервиса в одну из популярных онлайн-школ.

«Там целая команда преподавателей и кураторов, — ​рассказывает мастер. — ​Школа называется Emi, базируется в Ростове-на-Дону. Меня учат методологии преподавания: как доходчиво и интересно подавать информацию, каким контентом наполнять соцсети, как правильно продавать свои услуги, продвигать личный бренд. Есть дисциплины, связанные с юридической грамотностью, делопроизводством и развитием бизнеса. Жаль, когда я пришла в профессию, таких онлайн-школ не было. Благодаря им люди из регионов могут учиться у профессионалов самого высокого класса».

Пример работ Анастасии Варгановой. Ногти расписаны гелями-­лаками
Без когтей и плюшек

Каждый слушатель онлайн-школы должен набрать себе учеников. Этим Анастасия Варганова сейчас и занимается, планируя преподавать как офлайн, так и онлайн. «Для клиенток офлайн я разрабатываю индивидуальный образовательный пакет, исходя из их запросов, — ​поясняет она. — ​А для онлайн-курсов составляю 10 уроков по дизайну ногтей. Буду учить мастеров маникюра техникам рисования в акварели, в жостовской технике или китайской росписи. Этими техниками не так просто овладеть с нуля, потому что мастеру нужно отработать правильные движения рук, чтобы он мог работать разными кисточками, освоил технику двойных мазков».

Анастасия Варганова мечтает найти единомышленниц и вместе с ними создать в Трехгорном сообщество настоящих профи: «Нам есть к чему стремиться и над чем работать. Бывает, приходят ко мне женщины, потому что их мастер куда-то уехал или заболел, а руки нужно привести в порядок. И я вижу, что мои предшественницы сработали не на пятерку: форма ногтя не подходит к форме кисти, ногти «клюют» (загибаются, как когти у птиц. — ​«СР») или вышли плюшками (некачественное нанесение геля-лака, при котором ногтевая пластина становится очень толстой. — ​«СР»). Бывает, что сами клиентки давят на мастериц, просят сделать маникюр, не подходящий ни по возрасту, ни по стилю. На такие компромиссы идти нельзя, нужно развивать вкус у людей. Большинство женщин делают себе искусственные ногти, потому что натуральных без дефектов почти не встречается. Но они должны выглядеть естественно, а не дорого-богато. А такое сплошь и рядом».

Чтобы не разочароваться в профессии

Английский, немецкий, французский, китайский, испанский и русский. Разговорный, письменный, технический. Для новичков и продвинутых. Центр Юлии Труниной в Северске — ​точка притяжения для детей и взрослых, интересующихся языками.

Дело всей жизни преподавательницы определила случайность. «Я была золотой медалисткой, родители советовали поступать в Томский политехнический на нефтяника, — ​рассказывает Юлия Трунина. — ​Но на балу медалистов я услышала, что Томский педагогический отменил экзамены для обладателей золотых медалей, и пошла в педвуз. Выбрала специальность лингвиста-переводчика, потому что там было мало естественных дисциплин, много гуманитарных плюс два иностранных языка: английский и французский. Так случай стал судьбой».

После университета Юлия Трунина устроилась учителем в обычную школу. Проработала три года и поняла, что начинает разочаровываться в профессии.

«Невозможно нормально учить языкам, когда в классе 20 человек и у всех разный уровень подготовки и мотивации, — ​поясняет педагог. — ​Заниматься приходится не по тем учебникам, которые нравятся, а по тем, по которым положено. А в них темы устаревшие и материал подан неинтересно. Добавлять сверху нельзя, выкидывать какие-то темы тоже: ​у тебя ведь программа, а еще куча отчетов и проверок. Я решила открыть свой центр. Не для того, чтобы заняться бизнесом, а чтобы продолжать заниматься любимым делом в удобных условиях».

Учитель, а не бизнесмен

Языковой центр Юлии Труниной открылся в 2013 году. Сначала она взяла небольшое помещение в аренду, собрала преподавателей. Потом оформила лицензию на осуществление образовательной деятельности. Этот долгий и многоступенчатый процесс потребовал много сил и времени. По словам Юлии Труниной, она сразу почувствовала, что местные власти заинтересованы в ее бизнесе: городская администрация помогала грантами и юридической консультацией.

«Цена на наши услуги в Северске гораздо ниже, чем в среднем по рынку, — продолжает Юлия Трунина. — ​У нас индивидуальное занятие стоит 640 рублей, в Томске, столице региона, от 1 тыс., а своему преподавателю из Лондона я плачу 1,8 тыс. рублей в час. Считаю, что я не предприниматель, а в первую очередь учитель, в этом моя главная функция. Есть еще один нюанс, связанный с работой в ЗАТО, — ​обыкновенно за пропуски занятий, если они не по болезни, никто не делает перерасчет. Не пришел — твоя проблема. А у нас бывает. У меня в конце каждого месяца лежит стопка заявлений от родителей с просьбой не списывать деньги за прогул, потому что ребенок в это время был на олимпиаде или на соревнованиях».

Ученики проходят квест по Хеллоуину в языковом центре Юлии Труниной
Языки до центра довели

За год в языковом центре Юлии Труниной обучаются около 500 человек. Одни приходят, чтобы получать в школе твердые пятерки. Другие — ​чтобы подготовиться к ЕГЭ. Третьи заняты саморазвитием.

«В топе, безусловно, английский, им в год занимаются человек четыреста, — ​говорит Юлия Трунина. — ​На втором месте китайский, 20–30 человек. Остальное — немецкий, французский и испанский. Эти языки обычно выбирают дети. Я сама преподаю английский и французский. Веду несколько групп детей разного возраста и индивидуальные занятия для взрослых. Смешиваю классические и современные образовательные методики, стараюсь подстроиться под особенности восприятия и интересы каждого ученика. Постоянно меняю учебники, на одном возрасте на разных группах у меня одновременно может быть пять разных учебников».

Своей работой Юлия Трунина довольна. Как и тем, как развивается ее языковой центр. Из арендованного помещения переехали в собственное, коллектив из трех человек вырос до восьми. Центр стал пространством, где у всех учеников с самореализацией полный порядок.

«Почему-то в школе делают все, чтобы убедить ребенка в том, что он недостаточно хорош, — ​делится педагог. — ​Мои ученики рассказывают печальные истории. Мол, я все хорошо сделал, а два слова написал неправильно, и мне поставили три. Или набрал ребенок средний балл 4,54, и ему поставили четверку в четверти. Ради чего? У детей от этого руки опускаются и комплексы остаются на всю жизнь. А мы хвалим, воодушевляем».

Фундамент без трещин

Елена Степаненко — ​известный новатор в образовательной сфере Железногорска. Она разработала особый метод, который позволяет даже пятилетку научить читать за пять часов. Уже на протяжении 14 лет дети в ее центре готовятся к школе, а школьники и взрослые записываются на занятия, чтобы развить свои способности.

«Многие дети и взрослые во время чтения вслух начинают нервничать, тревожиться, чтение становится ненавистным занятием, — ​говорит Елена Степаненко. — ​Чаще всего в таких случаях люди заменяют, пропускают или переставляют буквы, им тяжело проговаривать слова. В итоге сбивается дыхание, голос не слушается. Или при чтении про себя они не могут вникнуть в смысл текста или понять условие задачи. Однако это не всегда признак дислексии (расстройства, из-за которого трудно научиться читать и писать. — ​«СР»). Если говорить о детях, то это те, которым никак не удается научиться читать дома, при этом им уже почти семь лет. Чтение — ​это фундамент, с его помощью мы изучаем все. В нем не должно быть трещин. Есть стереотип, что сложности с чтением — ​это логопедическая проблема, а на самом деле в 80 % случаев это чистая психология. Если речь не идет, например, о заикании или дислексии».

Елена Степаненко окончила Уральский федеральный университет по специальности «прикладная информатика и психология». В вузе училась составлять компьютерные тесты — от психологических до экзаменационных. Позже она получила диплом о профессиональной переподготовке — педагог-психолог, нейропсихолог.

«Я умею обрабатывать данные, проверять информацию и разрабатывать алгоритмы, которые можно применять для решения разных проблем, — ​говорит Елена Степаненко. — ​Моя профессия на 50 % состоит из технических знаний и на 50% — из гуманитарных. Я решила использовать эти знания для решения проблем с чтением. Изучила разные методики, применяющиеся в России, нашла их слабые места. Исправила эти дефекты и получила свой вариант рационального чтения».

Читать по инструкции

В 2009 году Елена Степаненко начала внедрять свой метод. Сначала репетиторствовала, арендуя кабинеты в школах Железногорска, а в 2010‑м сняла отдельное помещение и открыла учебный центр «Филипок». Первое время он был предназначен только для детей, но вскоре выяснилось, что есть спрос и у взрослых. В 2015 году родился проект «Школа грамоты Елены Степаненко». За несколько лет список образовательных предложений пополнился курсами беглого чтения, функционального чтения (с целью поиска информации для решения конкретной задачи), коррекции почерка и рациональной подготовки к школе. Но основной упор — ​все же именно на чтение.

«Сначала я слушаю, как человек читает, выясняю, где он ошибается, — рассказывает Елена Степаненко. — ​Потом мы начинаем учиться читать заново: берем листочек с индивидуальным заданием, где каждое слово отмечается ручкой особым образом, и читаем вслух, соблюдая инструкцию метода. На первом этапе моя задача чисто техническая: надо, чтобы ученик научился автоматически складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения. На отработку этого навыка уходит в среднем пять учебных часов. На втором этапе запускаем высшую психическую функцию — ​качественное осмысление текста. На это обычно уходит около двух недель. После такой работы над ошибками люди начинают любить читать, потому что «спазм» ушел».

По словам Елены Степаненко, в обычных школах используют методику чтения, разработанную еще в прошлом веке, — ​учат читать слова. Она же считает, что достаточно выучить буквы и отработать верное произношение слогов. Это быстрее, проще и лучше адаптируется под мозг современного ребенка с клиповым мышлением. В год через ее школу грамоты проходит около 450 человек. Здесь рады всем, кто старше пяти лет. Педагог категорически против раннего развития, находит его вредным.

Два года назад Елена Степаненко уехала из Железногорска в Красноярск. Говорит, что на малой родине ей стало тесно. Сначала открыла филиал своего центра в этом городе, затем в Сочи и Санкт-Петербурге.

«В Железногорске сложно развивать бизнес — ​двигаться некуда. Проект продолжает работу, но достиг потолка, — ​считает Елена Степаненко. — ​А я не хочу ограничиваться только частной практикой. Мне бы хотелось, чтобы моя технология дошла до школ. Свое занятие я определяю как миссию».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: