Cogito ergo sum: новости в сфере искусственного интеллекта

«Я мыслю, следовательно, существую» — ​прекрасный тезис старины Декарта. А как насчет искусственного интеллекта? Он существует — ​значит, мыслит? Или только притворяется? Довольно скоро узнаем — ​наука бодро идет в этом направлении

Человек с легкостью соотносит понятия. Зная, что такое «пробежаться», он без труда поймет слова «пробежаться по тексту» или «пробежаться по клавишам рояля». Может ли так машина? Способна ли она, усвоив новую концепцию, понять смежные варианты ее использования? Исследователи Нью-Йоркского университета (США) и испанского Университета Помпеу Фабра объявили, что разработали метод метаобучения для композиционности. Они уже начали обучение нейронных сетей. Результат, по утверждению авторов, превзошел все ожидания. Более того, метод проверен на людях: они должны были составить композиционные обобщения для выдуманных понятий. Метод и здесь дал прекрасный эффект, сообщает статья в журнале Nature.

Доброе слово и кошке приятно, а уж искусственному интеллекту — ​подавно. В США исследователи Массачусетского технологического института, Гарвардского университета и Вашингтонского университета разработали новый подход к обучению с подкреплением, который не полагается на обычную функцию вознаграждения. Вместо этого он использует краудсорсинговую обратную связь от пользователей, не являющихся экспертами, чтобы направлять ученика — ​искусственный интеллект. Подход ускоряет обучение, несмотря на то что данные, полученные от пользователей, часто полны ошибок. Свой метод ученые назвали HuGE (human guided exploration — ​исследование под руководством человека). Похоже на то, как во время боксерского поединка трибуны подсказывают: «Правой работай, голову прикрой, отходи назад». Правда, в HuGE глас народа более конструктивный и содержательный.

«В нашем методе функция вознаграждения направляет ученика к тому, что он должен исследовать, вместо того чтобы говорить ему, что он должен сделать, чтобы выполнить задачу. Таким образом, даже если контроль человека несколько неточен и зашумлен, ученик все равно действует, это помогает ему учиться гораздо лучше», — ​объясняет один из авторов метода Марсель Торне. Я и говорю: доброе слово…

Чтобы научиться думать, надо иметь то, чем думать. Тот же журнал Nature пишет, что профессор Мюнхенского технического университета (Германия) Хуссам Амруш разработал архитектуру, которая поддерживает искусственный интеллект — он в два раза мощнее, чем сопоставимые подходы к вычислениям в оперативной памяти. В основе архитектуры лежат чипы на сегнетоэлектрических полевых транзисторах, которые могут не только производить вычисления, но и хранить данные, что экономит время и энергию. Хуссам Амруш уверен, что буквально через пару-тройку лет его разработки займут достойное место в области генеративного искусственного интеллекта, алгоритмов глубокого обучения и роботизированных приложений.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: