220 нервных километров: как в Бангладеш доставляли ядерное топливо

5 октября на площадке сооружения АЭС «Руппур» прошла церемония, посвященная доставке первой партии ядерного топлива. До этого в столицу Бангладеш Дакку прибыли семь Ил‑76, безопасность проезда колонны грузовиков от аэропорта до станции на протяжении 220 км обеспечивали полицейские и военные — ​даже с воздуха. Транспортировка заняла девять дней, а на подготовку к ней ушло больше года.

Доставку начального запаса ядерного топлива для первого блока АЭС «Руппур» завершили 11 ноября. Подготовкой, организацией и проведением этой операции занимались три дивизиона «Росатома»: «Атомстройэкспорт» (АСЭ), ТВЭЛ и «Росэнергоатом».

Ядерный конвой

Для организации грузового конвоя потребовалось выстроить взаимодействие множества ведомств Бангладеш: армии, полиции, профильных министерств, в том числе МЧС, и пожарной службы.

«Если вы бывали в Юго-Восточной Азии, то представляете, какое там автомобильное движение. Назвать его плотным — ​слишком слабое определение. Еще оно абсолютно хаотичное. На дороге преимущество у того, кто больше: у автобуса — ​перед легковушкой, у грузовика — ​перед автобусом. Тысячи туктуков, мотоциклы, мотороллеры, повозки — ​и все едут как бог на душу положит», — ​рассказывает директор по обращению с ядерными и радиационными материалами, главный инженер АСЭ Сергей Нистратов.

Перевозить ядерное топливо в таких условиях не представлялось возможным. На переговорах пришли к тому, что нужно полностью перекрыть путь от аэропорта в Дакке до АЭС «Руппур». А это 220 км сверхзагруженной трассы, которая соединяет четыре региона Бангладеш. «Мы, честно говоря, задавались вопросом, возможно ли это, но бангладешская сторона приняла беспрецедентные меры безопасности, — ​говорит Сергей Нистратов. — ​В операции участвовали более тысячи полицейских и военных. Представьте себе: в обычный день здесь едут десятки тысяч машин, вдоль дороги ходят тысячи человек. При перевозке ядерного топлива трасса была абсолютно пустая. Это нас сильно впечатлило. Опасения вызывало и качество дорог. Вместе с местными чиновниками наши специалисты буквально пешком прошли весь маршрут, замерили допустимую динамическую нагрузку на дорожное полотно, определили максимальную скорость движения автоколонны».

Отдельной задачей было сертифицировать специально созданную для перевозки компанию по стандартам Международного агентства по атомной энергии. «Для завоза топлива в Бангладеш необходимо было получить три лицензии и разрешение национального регулятора в области использования атомной энергии. И здесь большую поддержку оказали специалисты Ростехнадзора и внешнеторговой организации «Безопасность» — ​дали очень ценные рекомендации на этапе согласования», — ​отмечает начальник управления по обращению с ядерными материалами АСЭ Алексей Никулин.

Колонну из 27 автотранспортных средств сопровождали более 120 человек. «Машины должны выстроиться и двигаться в определенном порядке, все участники должны понимать свои действия при инцидентах и авариях. Это требует высокого уровня координации и подготовки, — ​подчеркивает Сергей Нистратов. — ​Чтобы достичь должной степени взаимодействия, в течение нескольких месяцев до завоза топлива мы проводили инструктажи и тренировки, решали организационные вопросы — ​от питания до связи».

В операции были задействованы даже военно-воздушные силы страны, обеспечившие прикрытие колонны с воздуха.

Контейнеры со свежим ядерным топливом для на борту Ил-­76
Выбор пути

«Из моего опыта транспортировок ядерного топлива эта была самой сложной», — ​признает Алексей Никулин.

В Бангладеш только один аэропорт может принимать опасные грузы, а ядерное топливо — ​это груз 7‑го класса опасности. Аэропорт должен быть сертифицирован по стандартам Международной организации гражданской авиации. «Правительство страны начало работу для подготовки строительства аэропорта в непосредственной близости от площадки АЭС «Руппур», но это займет годы, да и средств на него пока тоже нет, насколько я знаю», — ​говорит Алексей Никулин.

Встал вопрос, каким путем везти топливо из Дакки. Вертолет отмели сразу. Во-первых, такой практики в мире не существует. Во-вторых, для этого потребовалось бы создать компанию-перевозчик и пройти сложную сертификацию. В-третьих, в Бангладеш нет ни одного отвечающего всем требованиям вертолета.

Железную дорогу рассматривали на начальном этапе, но отказались и от этой идеи. «В сферу железнодорожного транспорта в Бангладеш практически не вкладывают деньги. Состояние самих дорог, локомотивов, погрузочных платформ оставляет желать лучшего. Кроме того, в Бангладеш узкая колея, пути не обследованы на предмет соответствия динамическим нагрузкам. Платформы для погрузки и разгрузки нам пришлось бы строить самим. Самим создавать и сертифицировать железнодорожную компанию. Сертифицировать местные ж/д компании на предмет безопасности перевозок нереально», — ​поясняет Сергей Нистратов.

Завозить топливо на АЭС «Руппур» этим путем придется еще не раз, но операция отработана, транспортно-логистические, организационные, финансовые и юридические вопросы решены.

Контейнеры с топливом готовы к путешествию по Бангладеш
Командная работа

Чтобы поставить ядерное топливо в страну, никогда не имевшую атомной энергетики, а значит, и соответствующей инфраструктуры, потребовалась огромная подготовительная работа трех дивизионов «Росатома».

Специалисты АСЭ ввели в эксплуатацию хранилище ядерного топлива и инженерные сооружения, обеспечивающие его работу. Впервые в истории «Росатома» выполнили перевозку ядерного топлива по территории иностранного государства на автотранспорте.

Специалисты ТВЭЛ курировали доставку топлива в аэропорт Дакки. Требования Бангладеш при контроле качества ядерного топлива были существенно жестче, чем в аналогичных проектах, но топливная компания выполнила все — ​еще и с опережением графика почти на месяц.

Специалисты «Росэнергоатома» помогли бангладешцам создать транспортную компанию для доставки ядерных материалов, участвовали в работах в аэропорту Дакки и на АЭС «Руппур». Команды с Ростовской и Кольской АЭС обеспечили входной контроль и обучили местных специалистов работе в хранилище.

Перегрузку ядерного топлива из самолета на автомобили также выполнили специалисты «Росэнергоатома». На случай нештатной ситуации была сформирована аварийная бригада из сотрудников филиала «Росэнергоатома» в Бангладеш.

Операция по транспортировке ядерного топлива до хранилища завершилась за 72 дня до определенной правительством России контрольной даты.

Провезти ядерное топливо в Бангладеш в объезд населенных пунктов просто невозможно

СПРАВКА

Площадка АЭС «Руппур» расположена на восточном берегу реки Ганг в округе Пабна. Для первой атомной станции Бангладеш выбрали российские реакторы ВВЭР‑1200. Это проект поколения III+, который полностью отвечает международным требованиям безопасности. Жизненный цикл реакторов — ​60 лет с возможностью продления еще на 20.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: