Почему «Провинциальные дурачки» задевают зрителя за живое
Спектакль «Провинциальные дурачки» глазовского драматического театра «Парафраз» вошел в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Драматический театр и театр кукол». Билеты на него распродаются за несколько недель, однако успешная постановка скоро сойдет со сцены. В чем актуальность пьесы и почему ее убирают из репертуара, «СР» рассказали режиссер и актеры «Парафраза».
К нам едет ревизор
Спектакль по мотивам рассказа фантаста Роберта Шекли «Ордер на убийство» совсем свежий — премьера нынешней осени. Его жанровое определение на афише — ненаучная фантастика. Автор постановки — главный режиссер театра и заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Дамир Салимзянов.
В далекой-далекой галактике есть планета Малая Кузема размером с крошечную деревеньку. Это колония Земли, но земляне о ее существовании забыли на 300 лет. Спокойствие местных жителей нарушает телефонный звонок. Председателя планеты ставят перед фактом о скором прилете инспектора, который должен убедиться, что колония помнит и чтит земные законы. Вот только, что это за законы, никто не помнит. Жители деревни бросаются читать старые книги, узнают кучу новых слов и понятий: «полицейский участок», «почта», «тюрьма». Понимают, что сильно отстали от жизни, и экстренно учатся быть «настоящими людьми». Строят почту, полицейский участок и тюрьму, обзаводятся почтальоном, полицейским и преступником. На эти роли председатель назначает жителей Малой Куземы. Меньше всего повезло Толе. Еще вчера он удил рыбу, а сегодня ему надо научиться грабить и убивать. Учитывая, что последние 300 лет на планете не было ни одного преступления и все ее обитатели живут в мире и согласии, задача оказывается не из легких.
«Почти весь первый акт мой герой Толик и другие жители деревни легко говорят об убийстве человека: «Иди, убей! Чего тянуть?», — рассказывает актер Владимир Ломаев. — Или же предлагают наперебой: «Убей меня! Ну, или меня…» Председатель деловито рассуждает: «Ну кого-то же надо убить!» Но в конце акта мой герой представляет убитого: «Вот Володька лежит на земле, глаза открыты, но слепые…» Он перестает думать об убийстве как о проявлении силы и показателе человеческой зрелости. Задается вопросом, а для чего это, есть ли в этом благо? Весь второй акт он мается вопросом, как лучше собой пожертвовать для блага других: убить себя или убить кого-то другого? Но не решается, нет у него в голове микросхемы, отвечающей за насилие. Нет ее и у остальных провинциальных дурачков. На сцене мы не впадаем в демонстративно глубокие размышления про «тварь дрожащую» или библейские сюжеты. Народ Малой Куземы в выцветших ситцевых одежках не философствует про добро и зло. Но простота напускная: во многих сценах зрители опускают глаза от стыда, проецируя происходящее на сцене на свою жизнь».
В отпуск на Кузему
«Провинциальных дурачков» показывали не только в Глазове — их также с успехом свозили в столицу региона Ижевск. Театральные критики по достоинству оценили спектакль «Парафраза». Постановку показали в Магнитогорске на XX Фестивале театров малых городов России. На нем она получила приз мэра города за актуальность высказывания.
«Меньше всего ожидаешь разговора об актуальных событиях времени, когда начинаешь смотреть дурашливый, полный простодушного юмора спектакль Дамира Салимзянова, автора как пьесы, так и спектакля, — писала автор «Петербургского театрального журнала» Галина Брандт по итогам фестиваля. — Но во втором акте имперцы в военизированных костюмах астронавтов 60‑х годов появляются на этой наивно-невинной в цивилизационном отношении планетке с направленными на жителей огромными автоматами, а те выставляют вперед нарядных улыбающихся женщин в цветочных венках на головах и с хлебом-солью в руках. Инспекторы быстро находят планетку бессмысленной, достойной только «зачистки». Но затем возникает мысль об эффективности рекрутирования воинов для Империи, об отправке жителей на Землю для участия в звездных войнах. Надо слышать, как замирает и без того чуткий зал, когда речь идет о мобилизации всех жителей мужского пола от 15 до 50, о способности к убийству как показателе нормальности людей».
В финале спектакля строгие инспекторы готовы «зачистить» ненужных «провинциальных дурачков», но попадают под обаяние тихой и доброй Малой Куземы и улетают с твердым намерением приезжать сюда хотя бы в отпуск.
Золотой блеск
В октябре экспертный совет национальной театральной премии «Золотая маска» внес спектакль «Провинциальные дурачки» в лонг-лист в номинации «Драматический театр и театр кукол». Эксперты, в числе которых были лучшие российские театроведы и критики, режиссеры, педагоги театральных вузов и знаменитые актеры, назвали его одной из самых заметных постановок сезона 2022–2023 годов.
«Поездки на фестивали, где есть шанс получить наглядное свидетельство того, что театр успешен, для нас важны. «Золотая маска» важна вдвойне. Это дает статусность, известность, а эта статусность и возможность использовать логотип «Золотой маски» на афише влечет за собой повышенный интерес зрителей и повышает продажи», — говорит Дамир Салимзянов.
В число номинантов главной театральной премии страны глазовская постановка не вошла, но и попадание в лонг-лист — важная оценка профессионалов. На оставшиеся в декабре шесть спектаклей горожане уже разобрали все билеты.
«Затем мы уберем спектакль из репертуара. Актер, играющий одну из главных ролей, переехал в другой город, а, поскольку у нас маленькая труппа, заменить его некем, — сетует режиссер. — Это неприятно, но не критично. У нас редко один спектакль живет дольше двух лет. Иначе и зрители устают, и актерам перестает быть интересно выходить на сцену».