Танцы со стрессом: эффективные способы отвлечься от тревог и переживаний

Пилотирование самолета, прогулки в горах, танцы — ​топ-менеджеры поделились своими способами снятия психологического напряжения и обсудили, как компании могут помочь в этом сотрудникам. В «Росатоме» прошла «Неделя подзарядки» в рамках программы борьбы с профессиональным выгоранием (о ее предпосылках читайте здесь). Мы выбрали три истории преодоления стресса.

«Проект завершился, а я продолжаю танцевать»

Екатерина Ляхова
Директор по развитию бизнеса «Росатома»

— Проблема профессионального выгорания близка мне и как человеку, и как руководителю. В первую очередь меня волнует психологическое и эмоциональное состояние менеджеров разного уровня, за которыми стоят коллективы. Человек, находящийся в стрессе, — ​не в ресурсе. Компания должна менять свое поведение и требования. Нельзя бесконечно требовать от людей прорывов и достижений, надо давать возможность выдохнуть и оглядеться.

Пандемия заблокировала привычные каналы общения, нам надо их восстановить: проводить стратегические сессии, коммуникационные мероприятия. Мы недавно ездили с руководителями новых бизнесов в Ярославль, после мне каждый второй сказал: «Давайте чаще встречаться вживую». Мы варимся в своих котелках и не знаем, что происходит в отрасли в целом. Я вижу, как коллегам не хватает общения. Как им хочется поделиться с окружающими своими тревогами или успехами.

Еще для борьбы со стрессом и выго­ранием надо чаще выдергивать людей из рабочей обстановки в неформальные истории. И чем непривычнее формат, тем лучше. Мне выйти из стрессовой ситуации помог проект «Танец лидера». Это конкурс по аналогии с «Танцами со звездами»: высшие менеджеры исполняют танго с профессиональными танцовщиками. Я немного занималась танцами в школе, во взрослом возрасте только спортом. Оказалось, что это не танцульки, как на дискотеке, а реальный спорт — ​тяжелый, изнуряющий. Иногда до слез доходило. Зато на время тренировки я отключалась вообще от всех проблем. В голове было только то, какая нога с какой рукой должны синхронизироваться. Еще надо улыбаться и стараться не терять партнера. Научиться доверять незнакомому человеку, который к тому же вторгается в твое личное пространство. С помощью проекта я решила сразу три задачи: сняла стресс, занялась новым видом спорта и прокачала навык партнерства. А эта тема в отрасли сейчас остроактуальна.

Проект завершился, а я продолжаю танцевать. Это превентивная мера, чтобы не входить в стресс. Хорошо, если мы, компания, дадим возможность руководителям искать для себя такие активности, подбирать их индивидуально, погружаться в них.

«Небо здорово помогает взглянуть на жизнь иначе»

Михаил Ермолаев
Гендиректор «Гринатома»

— Как показало проведенное в отрасли исследование, основной фактор стресса для сотрудников «Гринатома» — ​семейные конфликты. Пока непонятно: это работа, в том числе удаленная, подтачивает семью или же источник конфликтов кроется во взаимоотношениях с родными и близкими. Если справедливо первое, будем думать, как разделять дом и удаленную работу; если второе — ​задействуем психологов для помощи сотрудникам.

Что касается профессионального выгорания, дело, думаю, в том, что в последнее время работы сильно прибавилось. Стало гораздо больше вопросов, связанных с импортозамещением и новыми проектами, решить эти вопросы не всегда получается так же быстро и на том же качественном уровне, к которому многие привыкли. Надеюсь, глотком свежего воздуха будет смена задач — ​планируем разумно ротировать людей.

Три пятых наших сотрудников, а в штате «Гринатома» 8,6 тыс. человек, работают либо удаленно, либо в гибридном формате. С 2020 года на удаленке четыре пятых бухгалтеров. За это время показатель вовлеченности у них значительно вырос и составляет сейчас весьма неплохие даже для лидеров отрасли 85 %. Трое из каждых пяти айтишников тоже работают удаленно. Но у них на стресс влияет не формат, а объем работы. Кстати, у девяти из десяти айтишников-новобранцев (мы ежегодно принимаем 1,5 тыс. таких специалистов) ключевой запрос на собеседовании — ​работа из дома. Понятно, что, если всех их посадить в офис, стресс только вырастет. В общем, удаленка — ​это полноценный инструмент, с ним можно и нужно экспериментировать.

Лично мне все равно, где сотрудник обеспечивает результат — ​в офисе или дома. Информационные технологии позволяют хорошо контролировать эффективность. Больше страдают от удаленки руководители: сложнее доводить работу персонала до результата. Впрочем, гибридный формат позволяет эту сложность сгладить, хотя тут требуются новые навыки управления командой.

Я сам постоянно в стрессе, работа иногда даже снится. Успешно борюсь двумя опробованными приемами. Первый — ​бассейн: плавание один-два раза в неделю по 1,5 км очищает и физически, и ментально. Второй — ​пилотирование самолета: небо здорово помогает взглянуть на жизнь иначе.

Пять правил от Михаила Ермолаева

  1. Не назначайте деловые встречи раньше 9:00, не ставьте задачи подчиненным после 18:00.
  2. Не работайте в режиме круглосуточного подвига, устанавливайте сроки с запасом.
  3. Не отвечайте на письма в рабочей почте по выходным и в нерабочее время.
  4. Работая дома, резервируйте время на обеденный перерыв, он должен железно присутствовать в графике.
  5. Зафиксируйте время окончания рабочего дня и запланируйте конкретные занятия, которые помогут вам отдохнуть вечером.
«В горах напряжение уходит в ноги»

Юлия Ужакина
Гендиректор Корпоративной академии «Росатома»

— У нас был разговор с Юрием Николаевичем Бармаковым, известным, уважаемым ученым, инженером Всероссийского научно-исследовательского института автоматики им. Духова, который в свои 90 с лишним лет в великолепной форме: играет в теннис, катается на горных лыжах, живет активной насыщенной жизнью. Я спросила, в чем секрет его профессионального долголетия, и получила ответ: «В умении отдыхать». Он в таком возрасте, когда приходит мудрость, более спокойное отношение к происходящему. В общем, не стоит драматизировать то, что происходит вокруг нас. В каждый момент истории есть набор стрессогенных событий. У наших родителей он был свой, у нас — ​свой. Тут важно не погружаться в сожаления, как нам не повезло жить в данный отрезок истории, а думать о том, что сделать сейчас, сегодня, чтобы быть счастливыми.

Ради этого академия меняет структуру образовательных программ. В «Программе восхождения» ТВЭЛ выделен модуль, посвященный ресурсному состоянию сотрудников: как за ним следить, как пополнять. В большие программы, например в «Кадровый резерв», мы добавляем навыки, которые помогают людям не выгорать. Чаще всего стрессогенные факторы на работе связаны с коммуникацией. Если это переговоры — ​надо учить сотрудников вести их, взаимодействовать с клиентами. Если работа с командой — ​давайте учиться этому.

В открытых форматах, тех же вебинарах Корпоративной академии, есть предложения для любого человека, готового заняться регулированием собственного состояния. Вебинары бесплатные и общедоступные. Можно следовать советам или нет, но игнорировать возможность послушать специалиста, готового подсказать, как выйти из ситуации стресса, недальновидно.

Отдельный разговор — ​борьба с выгоранием руководителей. Руководитель несет ответственность не только за себя, что добавляет стресса. Каждому руководителю необходимо подобрать персональный набор способов, позволяющих справляться с растущей стрессовой нагрузкой. К­то-то рисует, ­кто-то танцует, занимается спортом, идет в горы… Главное — ​подобрать то, что подходит именно тебе. Более того, периодически эти инструменты нужно менять. А значит, постоянно анализировать свое состояние.

Собственно, ради этого Корпоративная академия и запустила программу «Подзарядка». Спикеры планируют собрать максимально широкий набор практик борьбы со стрессом и выгоранием, из которого любой желающий сможет составить собственный набор.

Я лично отношусь к той группе людей, которые восстанавливаются в уединении. У меня есть «святые часы» на неделе, когда я иду в горы — ​там напряжение уходит в ноги. Эндорфины я получаю и от танцев. Кроме того, я регулярно посещаю врача, чтобы понять, чего не хватает моему организму в данный момент, какой набор витаминов или БАД нужен. И еще одна вещь: когда я чувствую, что не вывожу, сокращаю потребление новостей. К­ому-то подходит полное отключение от эфира, я так не могу, я должна понимать, что вокруг происходит. Для меня важно, что я читаю, — ​я могу сократить чтение серьезной, философской литературы, вместо драматических театров хожу на балет. Моя программа всегда сформирована на текущий момент. И если ­что-то не срабатывает, я могу ее изменить.

Механизм развития эмоционального выгорания

Стартовые точки, как ни парадоксально, полярные. Первая — ​работа вызывает отторжение. Вам нужно делать над собой усилие, чтобы приступить к работе. Хочется отложить ее на потом, вы начинаете задумываться, свое ли место занимаете. А главное — ​становится понятно: вы не остались бы на этой работе, если бы появился выбор. Вторая точка — ​вы обожаете свою работу и готовы заниматься ею круглосуточно. Куча планов и идей — ​не хватает 24 часов в сутках, чтобы все реализовать. У вас не остается времени на личную жизнь, семью, хобби, друзей, все забирает работа. Но она дает столько драйва и удовольствия, что не хочется ничего менять.

Накапливается психологическая и физическая усталость. Вас начинает раздражать то, что раньше вы и не замечали, — ​например, привычка коллеги насвистывать. На этой стадии вы можете начать часто простужаться, ведь от общей усталости организма снижается иммунитет.

Эмоциональное истощение. Работа вызывает у вас ненависть, вам не хочется идти в офис, задачи не выполняются, и вам это безразлично. Организм вопит: «Нужно отдохнуть, и как можно скорее!» Но зачастую человек не разрешает себе этого: мол, все нормально, пашем дальше. И тогда тело и психика понимают, что придется действовать «по-плохому». Начинается депрессия, психосоматические расстройства.

Печальный финал. Истощение становится необратимым. Вы больше не сможете вернуться к прежней работе, даже если как следует отдохнете. Она вызывает отвращение, ваш организм расценивает ее как смертельно опасное занятие, которого нужно избегать. Вам остается только поменять профессию, сферу деятельности.

По материалам Корпоративной академии «Росатома»

ЛИНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Консультации квалифицированных психологов с опытом работы в кризисных ситуациях

8 (800) 755‑09‑90, доб. 2727

КТС (115) 2727

Понедельник — пятница, 9:00–18:00 по московскому времени

Для зарубежных площадок

Бесплатные звонки в «Телеграме»

+7 (910) 862‑79‑11

Оставьте сообщение с контактным телефоном в чате, и психолог свяжется с вами.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

В рамках антистрессовой программы Корпоративная и Техническая академии «Росатома» запустили цикл онлайн‑встреч с экспертами-психологами «Борьба со стрессом и выгоранием». Прошедшие вебинары и другие полезные материалы по теме можно посмотреть в приложении «Рекорд mobile», в разделе «Эмоциональное благополучие».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: