Владимир Шевченко — о подготовке специалистов с мышлением бизнесменов

В сентябре в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» заработал акселератор. С его помощью студенты вырастят свои идеи в бизнес-проект и при удачном стечении обстоятельств выйдут из вуза не просто дипломированными специалистами, а начинающими предпринимателями. Акселератор, созданный в партнерстве с «Иннохабом» «Росатома», открыт и для преподавателей — ​бизнесу все возрасты покорны. О формировании в вузе предпринимательской среды — ​в интервью с ректором Владимиром Шевченко.

— Почему ядерный университет решил заняться развитием предпринимательских компетенций студентов и сотрудников?

— Наш вуз пока, возможно, не имеет широкой известности как предпринимательский, что совершенно несправедливо, поскольку многие наши выпускники по факту сделали карьеру в бизнесе. Есть десятки примеров, упомяну несколько. Научно-техническое объединение «ИРЭ-Полюс», входящее в международную группу IPG Photonics, — это один из мировых лидеров в области лазерной продукции. «ИРЭ-Полюс» возглавляет профессор и член наблюдательного совета нашего университета Николай Евтихиев. Компания «Артпласт», крупнейший производитель пластиков, основана Андреем Новиковым. Известный интегратор Smart technologies, за которым стоят Антон Ефремов, Олег Кот и другие наши выпускники.

Мы хотим, чтобы студенты и сотрудники, которые видят в себе потенциал и хотят сделать карьеру технологических предпринимателей, могли ее делать при поддержке университета и взаимодействуя с нашим ключевым партнером — ​госкорпорацией «Росатом». Мы хотим, чтобы это была не только история их личного успеха, но и история успеха МИФИ и «Росатома». Одним из инструментов для этого мы видим университетский акселератор. Безусловно, не единственным, но одним из ключевых.

— Почему вы выбрали партнером «Иннохаб»?

— Прежде всего потому, что «Иннохаб» давно работает в отрасли, погружен в ее проблематику. А нам важно, чтобы люди входили в дело не с нуля, а уже варились в идейном бульоне.

— С проектами в каких областях будет работать акселератор?

— Ответ на этот вопрос простой и сложный одновременно. С одной стороны, в «Росатоме» есть перечень приоритетных направлений развития новых бизнесов. С другой — ​палитра деятельности госкорпорации достаточно широкая, чтобы интегрироваться в нее мог почти любой интересный и успешный проект.

Мы хотим создать определенную среду для людей, которые живут актуальными задачами технологического фронтира госкорпорации, у которых развито предпринимательское мышление и которые думают о том, как сделать мир лучше.

— Что самое сложное в создании такой среды?

— Поселить в людях веру, что они могут сделать что-то большое, что они могут играть и выигрывать по-крупному. В этом смысле менталитет «Росатома» как глобальной компании поможет сформировать у людей ощущение, что им по плечу большие задачи и масштабные амбициозные проекты.

Не секрет, что многие российские инновационные проекты, к сожалению, носят узконишевой характер и скорее напоминают деятельность памятного Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Я с уважением отношусь к рационализаторству, но миллиардные компании в этой логике не строятся и рынки не создаются. В нашем случае все-таки амбиций больше, и речь прежде всего идет о создании новой ценности. Конечно, в бизнес-логике огромную роль играют финансовые показатели, но мы прекрасно знаем, что во главе угла великих компаний всегда стоят не деньги сами по себе, а миссия создавать нечто такое, что ценно для других.

— Какими тогда будут идеальные результаты акселератора?

— Прежде всего расширение линейки тех ценностей, которые мы предоставляем «Росатому». Сегодня, безусловно, основная наша ценность — ​блестяще подготовленные и мотивированные специалисты, которые приходят в госкорпорацию. Залог этого — и уровень подготовки в стенах университета, и качество набора абитуриентов. Примерно треть молодых специалистов, ежегодно приходящих в «Росатом», — ​выпускники нашего университета: московской площадки и 14 филиалов в атомных городах.

С помощью развития предпринимательских компетенций студентов мы хотим попробовать создавать ценности другого рода, заключающиеся в успешных бизнес-проектах. Я бы хотел, чтобы наш студент видел свою возможную карьерную траекторию не только в успешной работе на предприятии госкорпорации, но и в создании технологического бизнеса, продав который «Росатому» он, возможно, заработает больше, чем если бы работал всю жизнь по найму. С другой стороны, и госкорпорация, купив этот бизнес в правильный момент и встроив его в свою экосистему, получит мощный синергетический эффект. Это в первую очередь вообще не про бизнес, а про диверсификацию мышления.

Руководство «Росатома» понимает, что взаимодействие университета и индустриального партнера по модели «товар — ​купец», когда университет фактически просто продает подготовку специалистов, а работодатель их нанимает, — ​далеко не единственная схема, хотя и самая распространенная в нашей стране. Большинство передовых университетов мира с большим или меньшим успехом осваивает модель «партнер — ​партнер», когда университет использует все ресурсы, главным из которых являются его студенты, для реализации совместных с партнером проектов. Московская площадка НИЯУ «МИФИ» остается университетом первого и второго выбора для сильнейших абитуриентов нашей страны в области физико-математических наук. Разумеется, далеко не все должны быть технологическими предпринимателями, их вообще никогда не бывает много. Но если человек чувствует в себе талант и амбиции такого рода, мы должны предоставить ему возможность реализовать их в МИФИ.

При этом нам важно выделять и поддерживать не тех многочисленных людей, которые умеют рисовать красивые презентации и гладко рассказывать о своих бизнес-планах, а тех, кто действительно мыслит как предприниматель, кто ориентирован на создание ценностей и работающих бизнесов. В этом, надеюсь, нам помогут компетенции и экспертная оценка «Иннохаба».

— Планируете ли вы сотрудничать с фондами для привлечения инвестиций в проекты акселератора?

— Мы к этому открыты. Допускаем, что ­какие-то проекты по тем или иным причинам могут не показаться интересными «Росатому», тогда будем их развивать в партнерстве с другими инвесторами. Хотя, конечно, приоритет всегда будет у госкорпорации.

Есть хороший пример известной платформы «Беру», которую сделали Сбербанк совместно с «Яндексом». Это довольно распространенная практика, когда основной инвестор может хеджировать риски с другими, в том числе с самим университетом, который может вкладываться в проекты студентов своими собственными средствами или привлекать третьего партнера — ​например, бизнес-ангела из числа наших же выпускников. Жизнь покажет, какие из этих схем рабочие и востребованные.

— Какие качества должны быть у идеального участника акселератора?

— Я не верю в то, что есть универсальный барометр психологического профиля, ведущего к бизнес-успеху. В галерее выдающихся предпринимателей от Эдисона и Форда до Джобса и Гейтса встречаются самые разные личности. Но, если подумать, что объединяет всех успешных технологических предпринимателей, то я бы назвал прежде всего низкий уровень страха совершить ошибку или сделать что-то, не укладывающееся в существующие практики. В этом смысле у предпринимателя и исследователя много общего. Ученый, двигаясь по неизведанным маршрутам познания, неизбежно заходит в тупиковые ветки, но извлекает уроки, совершает маневры и в итоге имеет шанс проложить верный путь. Вся история науки и техники изобилует такими примерами. Как говорил Рабиндранат Тагор, если закрыть дверь перед заблуждением, то истина тоже не сможет войти.

— Может ли университетский акселератор быть полезен предприятиям в отрасли?

— Конечно, мы исходим из того, что большинство стартапов, которые найдут поддержку в акселераторе, продолжат расти во взаимодействии с отраслевыми интеграторами. Возвращаясь к образу идеальной картины результатов: на мой взгляд, будет хорошим подходом, когда интегратор вырастит под себя предпринимательскую команду, которая его же в конечном счете и усилит.

— Смогут ли к проекту присоединяться другие вузы?

— Пока формат все же для московской площадки и наших филиалов, но я не вижу никаких препятствий, чтобы вузы, по крайней мере из консорциума «Росатома», со временем тоже подключились.

— Хочу еще спросить о проекте «Экономическое мышление инженеров». Он связан с акселератором?

— Это давно обсуждаемая история. Дело в том, что в отечественном инженерном образовании по ряду исторических причин некоторым аспектам уделяется большее внимание. Например, наш инженер часто считает, что массогабаритные ограничения изделия относятся к его компетенции, а экономические или временные ограничения — ​нет. То есть он понимает, что они важны, но подсознательно уверен, что о них должны думать экономисты, менеджеры, собственники бизнеса — ​кто угодно, но не инженеры.

В современной образовательной парадигме мы такой роскоши позволить себе не можем. Фактически к образованию современного инженера и к его мышлению предъявляются требования большей многомерности, чем было раньше. Например, инженер должен хорошо понимать, какие процессы можно отладить в «цифре», а какие, напротив, ей доверить нельзя и необходимо проверять на реальных испы­таниях.

В рамках акселератора у нас будет ряд образовательных программ, частично основанных на серии глубинных интервью, которые мы провели с руководителями предприятий отрасли, чтобы понять, чего недостает индустрии в наших специалистах. В основном это довольно широкий перечень «мягких» навыков (калька с англ. «soft skills», навыки эффективного взаимодействия. — «СР»), но не только. Важно, чтобы студентам не просто прочитали курс, после которого они формально сдали зачет и все забыли, а чтобы они действительно пользовались этими инструментами, то, насколько они эффективны, насколько достигают целей.

— Если бы в ваше студенчество появился акселератор, как изменилась бы ваша жизнь?

— Задним числом, конечно, можно много чего придумать. Скажу так: я окончил МИФИ в 1996 году, и тех моих однокашников, кто остался строить карьеру в науке, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но я не жалею, что выбрал путь, который привел меня сюда. Каждый человек должен идти своей дорогой. Главное, чтобы не было ощущения, как писала Анна Ахматова, что вы прожили чужую жизнь.

Возвращаясь к началу разговора, мы с помощью проекта как раз хотим, чтобы следующее поколение наших выпускников-предпринимателей выбирало свой путь, который не просто увеличивал бы их личное благосостояние и помогал профессионально состояться, а работал бы на достижение больших целей, которые стоят перед «Росатомом» и нашей страной.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: