Как все наладилось: «Атомтехэнерго» отмечает 40-летие

Ввод в эксплуатацию энергоблоков невозможен без специалистов «Атомтехэнерго». Они включаются в работу еще на стадии проектирования: анализируют документацию, участвуют в пусконаладке, потом занимаются совершенствованием эксплуатации и организации управления АЭС. Некоторые сотрудники работают в компании практически с момента ее основания, мы попросили их поделиться секретами профессии.

«Постепенно оживляем блок»

Заместитель главного инженера — начальник управления по пусконаладочным работам АЭС Анатолий Чичасов трудится на предприятии 38 лет. За эти годы участвовал в пуске разных типов АЭС: с реакторами ВВЭР, с установками на быстрых нейтронах, занимался плавучей станцией (ПАТЭС).

Начинал в реакторном цехе Нововоронежской АЭС, куда по распределению поехал после Одесского политехнического института, окончив на то время единственный в СССР факультет атомной энергетики. Здесь же трудились его родители, тоже атомщики. Все детство был погружен в атомную атмосферу, постоянно слышал от родителей про горячую обкатку, сепарационные испытания и другие события на станции.

«Выбор, кем стать, не стоял. Я уже на трудовой школьной практике был на третьем и четвертом блоках Нововоронежской АЭС, поэтому очень хотел попасть туда на работу, — вспоминает Анатолий Евгеньевич. — Да и потом повезло. У меня были хорошие учителя. Первый наставник — Павел Иванович Блинов, старший инженер по ремонту и эксплуатации на НВАЭС, — в совершенстве знал системы и оборудование блока и требовал того же от своих сотрудников. Помню, коллеги мне сочувствовали, говорили: не повезло. Сдать ему экзамен было невозможно. Но оказалось, наоборот, повезло. Он правильно все делал, строгим был, научил меня многому, приучил к серьезному отношению к делу на всю жизнь. Экзамен я, кстати, сдал ему с первого раза».

После работы в эксплуатации, уже с блочного щита управления, перешел в цех наладки, а затем в нововоронежское подразделение «Атомтехэнерго». И подшефными ему на многие годы вперед стали десятки сотен систем, вводимых в эксплуатацию на атомных энергоблоках дальнего и ближнего зарубежья.

«Эксплуатация — это работа с готовым оборудованием, которое уже налажено, функционирует постоянно и непрерывно. Наладка же заходит на площадку, когда блок только появляется из земли. 15-я отметка — а мы уже там. В пик ввода в эксплуатацию задействовано до 500 человек наладочного персонала. Когда сооружение двух блоков идет параллельно, как, например, в Белоруссии, доходит до 800 специалистов, — рассказывает Анатолий Чичасов. — В это время на блоке «железо» отдельно, системы управления, провода — отдельно, строители работают, сварка еще, считай, за шиворот попадает. Оборудование, элементы постепенно приходят с заводов. Собираем все части воедино, промываем, гидравим, испытываем, налаживаем, включаем. Постепенно оживляем блок. Иногда что-то может пойти не так, несоответствия выявляются в процессе наладки, бывают и проектные коллизии. Но дальше, как говорится, дело техники».

Анатолий Чичасов трудится в «Атомтех­энерго» 38 лет

Первым блоком, где наладчику Чичасову пришлось поработать мозгами и руками, стал третий блок Ровенской АЭС с реактором ВВЭР‑1000 — совсем новый проект по тем временам. Потом были длительные командировки на стройки в Болгарию на АЭС «Козлодуй», в Словакию, Китай, Армению.

В 2004 году Анатолия Чичасова пригласили в Москву. Согласился не сразу, кардинально менять все не хотелось. Город свой любил, Нововоронежская АЭС — родная. Здесь он не только блоки пускал, но и был техническим руководителем пусконаладочных работ по продлению срока их эксплуатации. Работал с «железом», с людьми, а в Москве нужно было переходить на управление процессами дистанционно.

Но его все же уговорили приступить к работе в головной компании. Погружали в специфику работы, учили. «Теперь я и сам учу других. У нас много молодежи. Людей в команду подбираем тщательно, — отмечает Анатолий Чичасов. — Это должны быть профессионалы, которые проявили себя на реальном проекте, на площадке. Должны понимать, как организовать пусковой процесс, как планировать работы. Идеально, если человек трудился в эксплуатации, а потом в наладке. Тогда он видит, как блок работает в целом. При планировании важно знать взаимосвязи: какие сначала нужны системы, какие подключить потом, как выстроить цепочку. Это важно, влияет на пуск систем впоследствии. На плечах наладчиков лежит огромная ответственность. Сегодня они должны так отладить системы на ядерно опасном объекте, чтобы люди, которые их эксплуатируют, могли спокойно работать».

Сейчас «Атомтехэнерго» вводит в эксплуатацию референтные российские блоки с реактором ВВЭР‑1200. Сын Анатолия Евгеньевича, атомщик в третьем поколении, работает на АЭС «Аккую» в Турции. Династия развивается вместе с российской атомной энергетикой: перспективы и география расширяются. А вот на карте нашего героя осталась пара белых пятен.

«Со школы у меня была мечта — объехать всю Европу. До пандемии мы с женой побывали во всех странах, остались только Албания и Венгрия. В Венгрии вот у нас проект интересный начинается — АЭС «Пакш‑2», — улыбается Анатолий Чичасов. — И хоть занимаются им уже другие люди, кто знает, куда снова заведет меня атомная судьба».

«Я иногда мелом на стене схемы рисовал»

Директор нововоронежского филиала «Атомтехэнерго» Степан Константинов работает в пусконаладке практически со дня выделения этого направления деятельности в строительстве энергоблоков АЭС — с середины девяностых. А вообще в атомной отрасли он трудится уже 55 лет.

Степан Константинов — оператор управления реактором при пуске энергоблока № 4 Ново­воронежской АЭС, 1972 год

На Нововоронежскую атомную станцию его взяли в 1971 году на должность оператора по управлению реактором на третьем блоке, который находился в процессе ввода в эксплуатацию. «Я изучал АЭС с азов. И где только тогда не побывал: и в реакторе, и в главных циркуляционных трубопроводах, и в парогенераторах, и на кранах — приобрел бесценные знания и опыт, — вспоминает Степан Степанович. — Потом была работа в пусконаладке на четвертом блоке. В это время на станции создали цех наладки, испытаний и пуска, из которого и родилась основа будущего «Атомтехэнерго». В 1973 году стали собирать команду на наладку и пуск болгарской АЭС «Козлодуй». Я тогда был уже заместителем начальника смены — начальником смены четвертого блока. До сих пор не знаю, кто предложил мою кандидатуру, не знаю, кого поблагодарить за мою дальнейшую судьбу». В итоге оказался в числе первых четырех специалистов, которые пересекли границу Болгарии вместе с семьями, чтобы вводить в эксплуатацию атомную станцию.

«Была интересная история. Мы на пуске и в период эксплуатации третьего и четвертого блоков НВАЭС внедрили много изменений в проект, устраняли выявленные недостатки. И перед командировкой в Болгарию я на всякий случай все эти новации в толстую тетрадь переписал, — рассказывает Степан Константинов. — Приезжаем, а на «Козлодуе» никаких корректировок в проект и в рабочую документацию не внесено. Дополнительно необходимое оборудование заказать из Союза уже невозможно, но поставленное по проекту оказалось где-то излишним, а где-то его не хватает. И мы монтировали дополнительную арматуру, насосы, фильтры из того, что было. Чтобы не задерживать ход монтажных работ, я иногда мелом на стене схемы рисовал, монтажники тут же по ним работали, параллельно оформляли решения об изменениях в проект. Не очень хорошо это, конечно, но другого выхода тогда не было. В итоге все у нас получилось».

Из Болгарии он вернулся в 1977 году после пуска двух блоков и одного года работы в должности главного технолога со званием «Отличник энергетики и электрификации СССР» и болгарским золотым народным орденом Труда.


67 блоков на 25 АЭС

в России и за рубежом ввели в эксплуатацию специалисты «Атомтехэнерго» за 40 лет


За свою трудовую жизнь Степан Константинов запустил 14 атомных блоков, четыре из них — в качестве руководителя пусконаладочных работ (ПНР) на АЭС «Дукованы» в Чехословакии. Тогда советские специалисты вместе с чешскими коллегами поставили мировой рекорд — сдали четыре блока за три года. В монтажные работы и в процесс ввода в эксплуатацию они внедрили ряд новшеств, которые позже использовали на строящихся блоках в СССР. Указом президента Чехословакии Степан Константинов был награжден орденом Труда ЧССР.

«В 1987 году я вернулся в Нововоронеж, уже в филиал «Атомтехэнерго». То, что наладка — это моя жизнь, я почувствовал еще на третьем и четвертом блоках Нововоронежской АЭС. И до сих пор испытываю огромное удовлетворение от работы», — отмечает атомщик.

Особенно он гордится тем, что 14 лет назад выступил с инициативой разработки новых стандартов по организации и выполнению ПНР, вводу в эксплуатацию блоков с реакторами ВВЭР. Действовавшие в тот момент устарели и содержали множество недостатков. Инициативу поддержали в руководстве «Атомтехэнерго» и «Росэнергоатома».

«Наши люди любят свою работу, держатся за нее, несмотря на одну трудность — длительные командировки, отрыв от семьи не все выдерживают. Поэтому мы так радовались, когда пусковые блоки строились совсем рядом, например, два ВВЭР‑1200 в Нововоронеже. А сейчас мы выполняем функции головного филиала по вводу в эксплуатацию строящихся блоков проекта ВВЭР-ТОИ Курской АЭС‑2 в Курчатове — тоже недалеко», — рассказывает Степан Константинов.

В сотрудниках он больше всего ценит надежность. Надежный человек, по его словам, — это тот, кто работу старается выполнить качественно и в срок, кто никогда не подведет и не подставит своих товарищей или руководителя. «У нас нет каких-то традиционных слов перед пусками и особых примет нет. В «Атомтехэнерго» есть основное правило — обучить людей культуре безопасности и контролировать соблюдение всех правил и норм. Мы работаем с ядерным реактором. Ошибки могут привести к трагическим последствиям, а это недопустимо», — отмечает атомщик.

История с географией

В 1983 году решением правительства образована специализированная организация по проведению наладочных и пусковых операций в составе Всесоюзного промышленного объединения «Союзатомэнерго» Министерства энергетики и электрификации СССР — производственное объединение «Атомэнергоналадка». В 1989 году объединение получило название «Союзатомтехэнерго», а в 1992-м стало «Атомтехэнерго».

«Сегодня мы развиваемся как специализированная инжиниринговая компания, стратегия которой направлена на постоянное совершенствование пусконаладки технологически сложных систем, — говорит генеральный директор компании Юрий Марков. — География проектов существенно расширилась: добавились не только новые страны (Турция, Бангладеш, Египет), но и новые регионы в России (Урал, Сахалин, Дальний Восток, Западная Сибирь, Поволжье). Доля международного бизнеса в выручке компании растет и на сегодняшний день составляет более 40 %».

В России при активном участии специалистов «Атомтехэнерго» введены в эксплуатацию блоки № 1, 2 Нововоронежской АЭС‑2 и № 1, 2 Ленинградской АЭС‑2, плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) в Певеке. Освоена мощность 10 МВт на исследовательской ядерной установке ПИК в Гатчине. Введен в эксплуатацию среднетоннажный завод по производству сжиженного природного газа и морской СПГ‑терминал в Высоцке. Стартовали проекты по вводу в эксплуатацию энергоблоков № 1, 2 на Курской АЭС‑2, комплекса переработки радиоактивных отходов Курской АЭС, модуля фабрикации и рефабрикации опытно-демонстрационного энергетического комплекса в Северске, многоцелевого быстрого исследовательского реактора в Димитровграде.

За рубежом введены в эксплуатацию энергоблоки № 1 и 2 Белорусской АЭС, а специалистов компании уже ждут на международных площадках: на АЭС «Руппур» в Бангладеш и на АЭС «Аккую» в Турции. Начинается подготовительный этап на АЭС «Эль-Дабаа» в Египте.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: