Приморские перспективы: где могут появиться новые большие и малые АЭС

Развитие атомной генерации на Дальнем Востоке и в Арктике, повышение конкурентоспособности Северного морского пути и роль человека в эпоху взрывного развития высоких технологий — эти и другие темы представители «Росатома» обсудили на VIII Восточном экономическом форуме, который прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября.

О возможности строительства больших АЭС на Дальнем Востоке гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев сообщил на сессии «Передовые российские технологии для обеспечения технологического суверенитета и развития Дальнего Востока и Арктики». «Росатом» давно присутствует в регионе, и мы готовы расширять наши проекты. Кроме ПАТЭС «Академик Ломоносов» и строительства четырех ПЭБ для Баимского ГОКа, мы видим потребность в плавучих атомных энергоблоках в Арктике — до 15 штук», — заявил он. Помимо этого, обсуждаются проекты строительства в регионе как наземных атомных станций малой мощности (АСММ), так и традиционных АЭС. Правительство и Минэнерго сейчас работают над схемой размещения энергомощностей на период до 2042 года. «Не могу предвосхищать события, поскольку это правительственное решение, но всерьез рассматривается создание крупных генерирующих мощностей на Дальнем Востоке, в Приморском крае, в Хабаровске», — уточнил Алексей Лихачев.

Добывающие компании связывают свое будущее на Крайнем Севере именно с атомной генерацией. «Наша компания ведет добычу золота, олова, меди, вольфрама в отдаленных труднодоступных регионах страны, — рассказал президент полиметаллического холдинга «Селигдар» Константин Бейрит. — Оба наших стратегических проекта — оловянное месторождение Пыркакайские штокверки на Чукотке и золотое месторождение Кючус в Якутии — напрямую связаны с работой действующей ПАТЭС «Академик Ломоносов» и строящейся там АСММ. В перспективе они должны дать от 8 до 10 тыс. т олова и порядка 10 т золота в год. Это сформирует и соответствующую налоговую базу, и даст импульс к развитию этих территорий».

«Атомные станции малой мощности являются удачным решением для дальневосточного региона», — подчеркнул Кирилл Комаров, первый заместитель гендиректора госкорпорации, директор блока по развитию и международному бизнесу. По его словам, десятки давно открытых и изученных месторождений не разрабатываются сегодня только из-за отсутствия постоянного источника энергоснабжения.

О ходе другого большого проекта — развитии транзитных грузоперевозок по Севморпути — рассказал специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов в ходе сессии «Мировой транспортный северный путь». «За несколько недель летне-осенней навигации по СМП уже перевезли более 1 млн т транзитных грузов. Пошел груз из Балтики в направлении Азии. Есть высокая вероятность, что объемы транзита по Севморпути обновят в этом году исторические максимумы», — отметил он. Владимир Панов также сообщил, что создается международная контейнерная линия по СМП: «Сейчас идет предметная работа по номенклатуре возможных для перевозки грузов с точки зрения температуры хранения и температурных минимумов в Арктике».

Цифровая экосистема Севморпути

Заместитель руководителя дирекции Севморпути «Росатома» Максим Кулинко на сессии по беспилотным системам говорил о создании цифровой экосистемы СМП. Недавно в акватории Обской губы Карского моря провели уже второй этап испытаний одной из составляющих этой экосистемы — комплекса ледовой разведки на базе беспилотного летательного аппарата (БПЛА) палубного базирования. Беспилотник взлетел с вертолетной площадки атомного ледокола «Таймыр», два раза пролетел по заданному маршруту, отснял акваторию в видимом и радиолокационном диапазонах и успешно приземлился на атомоход.

Максим Кулинко напомнил, что кроме БПЛА в цифровую экосистему войдут единая платформа цифровых сервисов и фонд данных, а также бортовые измерительные комплексы. Он подчеркнул, что система должна быть готова в 2024 году и полостью введена в эксплуатацию в середине 2025-го.

Конкурентоспособность на море

В рамках ВЭФ состоялось пятое заседание Совета участников судоходства по СМП. Напомним, Совет создан в прошлом году, его задача — выработка предложений по повышению эффективности взаимодействия между операторами инвестиционных проектов, судоходными компаниями, осуществляющими перевозку грузов в акватории Севморпути, и госкорпорацией «Росатом» как инфраструктурным оператором СМП. Центральной темой заседания стало повышение конкурентоспособности этого маршрута.

Алексей Лихачев называет первоочередной задачей разработку национального плана развития судостроения как минимум до 2040 года.

«Мы с удовлетворением отмечаем, что, несмотря на трудности, работы по СМП идут по графику. Проекты, которые генерируют грузопотоки и судовладельцы, обеспечивающие эти потоки, со своими задачами справляются, — заявил председатель совета директоров «Совкомфлота», он же глава Совета по СМП Сергей Франк. — Теперь мы смотрим вперед, зоны нашего пристального внимания связаны прежде всего с обеспечением безопасной навигации, ледовой разведки, использованием спутниковых систем и других новых технологий, что, безусловно, будет способствовать повышению коммерческой скорости движения судов и конкурентоспособности этого транспортного маршрута».

Любовь в эпоху ИИ

Одним из самых популярных мероприятий деловой программы ВЭФ стала сессия «Технологии будущего: осталось ли место для любви». Участники обсуждали, как переход к технологиям нового поколения изменит социальную роль человека и может ли он сказаться на его чувствах. Алексей Лихачев назвал нынешнюю технологическую революцию очередным выбором человечества: «У нас нет альтернативы — заниматься или не заниматься вопросами искусственного интеллекта. Заниматься ими нужно, но исходя из общепринятых моральных ценностей, понятий о добре и зле, и человек должен быть в центре этого регулирования».

Научный сотрудник лаборатории квантовых информационных технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алена Мастюкова рассказала, что накануне обсуждения задала вопрос о любви в эпоху ИИ ChatGPT. Чат-бот выдал девять тезисов, каждый из которых строится на том, что технологии никогда не заменят человека, его эмоции, способность к любви, пониманию. «Либо ИИ стал очень хитрым, либо он учится быть человечным, ведь учим его мы, люди», — отметила ученая.


ПОДПИСАНО НА ВЭФ

  • «Росатом» и «Аэрофлот» заключили меморандум о стратегическом партнерстве по разработке и производству изделий и компонентов для эксплуатируемых в России воздушных судов иностранного производства, а также об их техническом обслуживании.
  • С «Почтой России» «Росатом» заключил соглашение о сотрудничестве в сфере технологического развития, внедрения цифровых платформенных решений для управления персоналом, логистики, применения накопителей энергии и экологичного транспорта.
  • Соглашение о намерениях сотрудничества по реализации проектов Кючусского кластера месторождений олова, золота и других твердых полезных ископаемых подписали Минвостокразвития, правительство Якутии, «Росатом» и холдинг «Селигдар». Энергоцентром для развития перспективных месторождений арктической части Якутии станет АСММ на базе отечественной реакторной установки РИТМ-200Н в поселке Усть-Куйга.
  • «Русатом Оверсиз» (РАОС) и «Атомредметзолото» договорились о сотрудничестве по вопросу сооружения головной АСММ на базе реакторной установки «Шельф-М» и освоения золоторудного месторождения «Совиное» на Чукотке. Лицензия на разработку месторождения принадлежит Эльконскому ГМК («дочка» АРМЗ).
  • Соглашение о партнерстве в области развития Восточного водородного кластера на Сахалине заключили РАОС, правительство Сахалинской области и Сахалинский госуниверситет. «В регионе с участием «Росатома» уже развивается пилотный проект завода, который обеспечит низкоуглеродное производство водорода методом паровой конверсии метана, а также проект запуска поездов на водородных топливных элементах, — напомнил президент РАОС Евгений Пакерманов. — Наша общая задача — разработать концепцию масштабирования технологической цепочки завода для его применения в энергетической системе Сахалинской области, а также подготовить кадры и инфраструктуру в секторе водородного транспорта».
  • С научно-образовательным центром «Север» РАОС заключил соглашение о партнерстве в области развития и применения водородных технологий. Стороны объединят усилия для внедрения технологии P2G2P (Power to gas to power), которая предполагает использование избыточной электроэнергии для производства водорода и его применения как энергоносителя для последующего получения электроэнергии.
  • «Росатом», «Н2 Тех», «Н2 Чистая Энергетика» и «Газпром нефть» подписали меморандум о взаимопонимании. Стороны заинтересованы в строительстве завода по производству низкоуглеродного водорода на территории Сахалинской области. Водород планируется производить методом паровой конверсии метана в объеме 36,5 тыс. т в год с перспективой роста производства с 2030 года.
  • Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ) и китайская корпорация LS Group Co (один из крупнейших производителей оборудования в секторе нефтегазовой и химической промышленности) заключили меморандум о взаимопонимании. Партнеры изучат возможности поставок оборудования из Китая для строительства водородного завода на Сахалине, а также экспорта водорода из России в Китай.
  • «Русатом Карго» и корпорация развития Дальнего Востока и Арктики договорились о сотрудничестве в рамках строительства Западного транспортно-логистического узла в поселке Белокаменка Мурманской области. Проект направлен на создание первой регулярной арктической линии для выполнения морских транзитных контейнерных грузоперевозок между восточной и западной частью Евразии через СМП.
  • «Русатом Карго», «Газпромнефть Марин Бункер» и «Газпромнефть Шиппинг» подписали меморандум о сотрудничестве. Компании изучат возможность работы флота на первой регулярной контейнерной линии для транзитных грузоперевозок между восточной и западной частью Евразии через СМП на сжиженном природном газе — это будет большой шаг к декарбонизации судоходства в арктических регионах России.
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: