Караваны новой истории: зачем нужен Евроазиатский контейнерный транзит

На Петербургском международном экономическом форуме — ​2023 «Росатом» подписал ряд соглашений по проекту Евроазиатского контейнерного транзита (ЕАКТ). Помимо бизнес-задач, он должен решить экологические и социально-экономические: маршрут по Северному морскому пути (СМП) — ​важнейший элемент «синей» экономики и дополнительная возможность повысить устойчивость мировой торговли.

Быстрее и безопаснее

Океаны — ​главная транспортная артерия планеты, по ним перемещаются около 80 % всех грузов, но деятельность человека все больше угрожает сохранности морских экосистем. Один из способов снизить антропогенное воздействие на Мировой океан — ​сокращение протяженности маршрутов. Контейнеровозы, следующие из стран Юго-Восточной Азии, а также из Индии, Китая и Японии в Европу и обратно, идут через перегруженный Суэцкий канал либо еще более длинным путем — ​вдоль южного берега Мадагаскара и ЮАР. Доставка контейнерных грузов по СМП будет в среднем на треть быстрее, чем через Суэцкий канал. Например, от Мурманска до портов Японии через Арктику — ​около 6 тыс. морских миль, а через Суэцкий канал — ​более 12 тыс.

Запуск ЕАКТ может существенно (по разным оценкам, на 25–38 %) снизить углеродный след коммерческих перевозок. Еще одно преимущество — ​безопасность. Транзит проходит исключительно в российских территориальных водах, риск встретиться с пиратами, как в территориальных водах Сомали или в Гвинейском заливе, нулевой.

Но для запуска нового транзита нужна инфраструктура. «Предстоит создать флот контейнеровозов арктического класса, причем сделать это в соответствии с принципами устойчивого развития для сокращения воздействия на экосистему Арктики», — ​поясняет директор проекта ЕАКТ в «Русатом Карго» Алексей Левицкий. По его словам, уже готова технико-имитационная модель маршрута, определен оптимальный тип судна (арктический контейнеровоз), разработан его эскизный проект и проведены испытания корпуса в ледовой обстановке и на чистой воде. На пилотном этапе планируется построить до девяти контейнеровозов.

Базовые точки на маршруте

Для запуска регулярной контейнерной линии также необходимы перегрузочные порты нового поколения. На маршруте ЕАКТ их будет два: в Белокаменке Мурманской области (Западный транспортно-логистический узел, ЗТЛУ) и во Владивостоке (Восточный транспортно-­логистический узел, ВТЛУ). В портах будут осуществлять перевалку грузов с контейнеровозов ледового класса на обычные суда и наоборот. Технология перевалки уже выбрана, идет проектирование ЗТЛУ и комплексные инженерные изыскания на площадке. По ВТЛУ разрабатывается проектная документация.

Западный и Восточный узлы смогут принимать суда вместимостью до 6 тыс. ДФЭ (20‑футовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). Расчетная пропускная способность каждого терминала — ​около 10 млн т в год. Ожидается, что на пилотном этапе по СМП будут перевозить более 800 тыс. ДФЭ в год.

«Сейчас идет уточнение объема инвестиций, выбор партнеров, разрабатывается концепция цифровизации портовой и судовой инфраструктуры ЕАКТ. Во всех работах принимает активное участие партнер проекта — ​один из глобальных лидеров комплексной международной логистики DP World», — ​рассказывает Алексей Левицкий. По плану пилотная эксплуатация ЕАКТ начнется не раньше 2027 года.

Транзит через СМП продолжит расти. Эксперты говорят прежде всего о контейнерных грузах: средний годовой прирост в этом сегменте мирового рынка составляет 3,3 %. Глобальный контейнерооборот — ​75 млн ДФЭ (по итогам 2022 года), из них 25 млн ДФЭ — ​между Востоком и Западом Евра­зии. В России рынок контейнерных перевозок, в первую очередь внутренних, растет теми же темпами, что мировой.

Экологический мониторинг

Еще до запуска активного судоходства по Севморпути «Росатом» озаботился оценкой экологических рисков. В 2021 году по инициативе «Росатома» Центр морских исследований МГУ им. Ломоносова начал пилотные исследования на 50 комплексных станциях на всей протяженности СМП. Данные ученых подтвердили отсутствие превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, морских водах, донных отложениях, что могло бы свидетельствовать о пагубном воздействии хозяйственной деятельности на сегодняшнем этапе освоения СМП. Сейчас запущена пилотная программа непрерывного мониторинга судовой нагрузки СМП на основе спутниковых данных. Пополняется цифровая база данных о состоянии окружающей среды.

«Мы стремимся к тому, чтобы транзит через СМП был предсказуемым, сопровождался безопасной навигацией за счет обеспечения промера глубин, маршрутизации, работы спасательных служб и устойчивой связи на всех участках, — ​комментирует директор по развитию бизнеса «Росатома» Екатерина Ляхова. — ​Важная часть работы — ​непрерывный экологический мониторинг в акватории СМП. Мы реализуем проект на основе принципов «синей» экономики для достижения целей устойчивого развития и обеспечения баланса всех его компонентов — ​экономического, социального и экологического. Во многом этим объясняется интерес к транзитному потенциалу Севморпути со стороны международного бизнеса, прежде всего азиатских и ближневосточных компаний, которые видят в контейнерном транзите через СМП дополнительный экологически устойчивый и стабильный маршрут».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: