От Берлина до «Курска»: боевой и трудовой путь академика Хлопкина
Про таких людей говорят емко: легенда. Заслуги Николая Хлопкина, отдавшего больше полувека конструированию и совершенствованию транспортных реакторов, родина оценила двумя орденами Ленина, званием Героя Социалистического Труда, Ленинской и Государственной премиями. 9 августа Николаю Сидоровичу исполнилось бы 100 лет.
Без малого 11 лет Николая Хлопкина нет с нами. Его послужного списка с лихвой хватило бы на несколько жизней. Мальчишка из Владимирской глубинки, поступивший в московский вуз и призванный со второго курса в действующую армию, с двумя орденами Красной Звезды на груди расписавшийся на Рейхстаге. Конструктор, внесший колоссальный вклад в строительство атомоходов «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр» и «Севморпуть». Уникальный специалист, заглянувший своей трудовой биографией и в нынешнее столетие, когда понадобилось ликвидировать последствия гибели атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Мы вспомним всего несколько вех, в которых ковался и закалялся характер одного из создателей отечественного ядерного щита.
Получил боевой орден за удачный выстрел из ракетницы
Война для студента Московского энергетического института (МЭИ) Николая Хлопкина началась рытьем оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация вуза в Казахстан и учеба параллельно с работой на свинцовых рудниках. После военно-пехотного училища младший лейтенант Николай Хлопкин командовал взводом на Воронежском фронте, получил тяжелое ранение в ногу, лечился больше года. Вернулся на штабную должность и со своим стрелковым полком дошел до Берлина.
«Однажды лунной ночью над колонной появился самолет. Чей — неизвестно. Но он явно обнаружил нас и начал снижаться. Связь с авиацией была возложена на меня, — вспоминал Николай Хлопкин. — Немного поколебавшись, дал серию ракет немецкого производства, соответствующую нашему сигналу «Здесь свои войска». Самолет развернулся и сел на поле рядом с колонной. К нему срочно направился взвод автоматчиков. Оказалось, немецкий самолет осуществлял связь, и мы его экипаж не мешкая взяли в плен. Карты с ценными данными о движении и расположении войск противника облегчили нам последующие боевые действия. А мне за один удачный выстрел из ракетницы дали орден Красной Звезды».
Доучивался в МЭИ на больничной койке
На студенческую скамью фронтовик с тремя боевыми орденами вернулся пациентом госпиталя. Занятия совмещал с усиленным лечением: открылись старые раны, передвигаться получалось только на костылях. Повезло, что МЭИ был недалеко. Часто учебники и конспекты Николаю Хлопкину приносила староста группы Анна Андрюнина, которая в 1948 году стала его женой.
Для диплома спроектировал подземную АЭС
На старших курсах Николая Хлопкина перевели на только что организованный в МЭИ физико-энергетический факультет, готовивший кадры для атомной промышленности. Его практической «базой» стала знаменитая «Двойка» — ЛИПАН (будущий Курчатовский институт), где с лета 1949 года Николай Хлопкин работал лаборантом.
В качестве дипломного проекта он взял подземную АЭС с лужайкой на кровле. Вдохновили на творческий посыл подземные военные заводы, которые Хлопкин видел в Германии. Председатель государственной экзаменационной комиссии Анатолий Александров опередившую время идею оценил критически, заметив, что надо учитывать еще и экономику. Но все же поставил новоиспеченному теплофизику «отлично».
Запустил «сердце» первого атомного ледокола
В начале 1950‑х молодой инженер исследует работоспособность топливных блоков промышленных реакторов. Уже в 1953 году его назначают руководителем группы по разработке ядерного реактора для ледокола. Коллектив ученых в составе 20‑го сектора «Двойки» вместе с конструкторами реакторной установки из Горького и проектировщиками судна из Ленинграда формировал техническое задание на реактор, рассчитывал физику, гидравлику и биозащиту, решал вопросы ядерной и радиационной безопасности.
В 1957–1959 годы Николай Хлопкин готовит и осуществляет комплексные швартовные испытания ледокола «Ленин». При общем руководстве Анатолия Александрова все практические вопросы на месте решал Николай Хлопкин, не покидавший судостроительный завод несколько месяцев. Через год после начала опытной эксплуатации он был удостоен Ленинской премии, а свои изыскания по реакторной установке обобщил в докторской диссертации и защитился в 1968 году.
Усовершенствовал силовые агрегаты подводных лодок
1960‑е годы замдиректора Института атомной энергии Николай Хлопкин посвящает доработке реакторов для АПЛ. Под его руководством испытано свыше полутора десятков типов и разновидностей активных зон, которые повысили ресурс, надежность, ядерную и радиационную безопасность подлодок второго и третьего поколений. За эти работы в 1970 году Николай Хлопкин был награжден орденом Ленина.
Помог «Арктике» достичь макушки Земли
В 1977 году членкор АН СССР Николай Хлопкин готовит экспериментальный рейс «Арктики». Наш атомный ледокол стал первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании, а Николай Хлопкин за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении рейса и проявленные при этом мужество и героизм стал Героем Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Готовил новые суда и продлевал ресурс старых
Последнее десятилетие советской эпохи Николай Хлопкин участвует в рождении каждого ракетного подводного крейсера стратегического назначения и атомного ледокола. Его руководство проектом ядерной энергетической установки для тяжелого ракетного крейсера «Киров» и комплексными швартовными испытаниями отмечено в 1985 году Государственной премией СССР.
В тяжелейшие 1990‑е годы, когда новые атомоходы в строй почти не вводились, остро встала задача продления эксплуатации старых. Под руководством Николая Хлопкина были разработаны программы по анализу состояния установок и видам ремонта, концепции обращения с выведенными из эксплуатации АПЛ, реакторными отсеками и активными зонами. В 1992 году Николая Хлопкина избрали действительным членом РАН.