Разработки «Росатома» удешевят эксплуатацию зданий
В августе гражданский офис «Росатом 2.0» в Китайгородском проезде в Москве начнет обживать персонал. В общественных зонах и демонстрационных пространствах госкорпорация будет продвигать результаты своей работы, продукты и услуги. Эксплуатацию одного из блоков офиса обеспечит цифровая платформа компании «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР).
Технологии интернета вещей (IoT) делают жизнь комфортнее. Выдал задание по смартфону кофеварке — она все сделала аккурат к твоему возвращению домой. Забыл перед уходом отключить кондиционер — направил «стоп» удаленно. Разработки РИР — по сути, тоже интернет вещей. Только «вещи» серьезнее и масштабнее: насосные станции, отопительные пункты, распределительные узлы электроснабжения, установки климат-контроля. Диспетчеризацию через интернет-протоколы на них настраивают для оптимизации работы обслуживающих компаний, а в итоге — для снижения эксплуатационных затрат на жилые и рабочие помещения. Программный продукт называется инфраструктурной IoT-платформой.
На демонстрационной панели в офисе РИР — план насосной станции в Обнинске. Насосы, электрощитки, трубопроводы, датчики, реле, счетчики — кажется, в хитросплетении схем и сетей вовек не разобраться. Внезапно один узел на консоли начинает мигать красным, раздается сигнал тревоги. Практически мгновенно падает давление на участке трубопровода, и управляющая система включает резервную установку. Разумеется, под чутким руководством тут же отдающего срочные указания ремонтникам диспетчера, в роли которого на этот раз выступил обозреватель «СР».
«ЧП тренировочное: сигнал о воображаемой аварии программа только что получила от меня, — объясняет руководитель проектного офиса управления зданиями и территориями РИР Валентин Чубаров. — Насосная станция в Обнинске реальная: можно приехать и убедиться, что она работает штатно. Наша управляющая система совмещена с цифровым двойником станции — трехмерной моделью здания со всей проектной документацией».
Сегодня подавляющее большинство инженерных систем новых либо реконструируемых объектов промышленного и гражданского строительства компьютеризируют. «В контуре «Росатома» для этого, как правило, приобретали сторонние разработки, — продолжает Валентин Чубаров. — С актуализацией импортозамещения встала задача сэкономить на закупках, нарастив собственные компетенции в области программного обеспечения. Так, руководство госкорпорации поручило нам оборудовать блок «Д» нового гражданского офиса «Росатом 2.0» в центре Москвы. При этом поставило задачу добиться результата не хуже, чем у Siemens, чью платформу предполагалось внедрять. И чтобы при этом заказчику она обошлась дешевле».
На том же демостенде можно в режиме реального времени видеть, как функционирует инфраструктурная IoT-платформа в здании в Китайгородском проезде. Кстати, все желающие могут посмотреть на работу платформы в офисе РИР — предварительная запись по телефону: +7 (495) 357-00-14.
«Мы открыли демостенд, чтобы заинтересованные лица уже на этапе обсуждения и проектирования зданий видели, как автоматизированная система оперативного диспетчерского управления инженерным оборудованием будет выглядеть на их объекте. Но не надо думать, будто мы предлагаем кота в мешке, — Валентин Чубаров переключает программу на другой объект. — Вот вы наблюдаете в «цифре» работу всех систем офиса РИР на Большой Ордынке: вентиляции, отопления, водо- и электроснабжения. Можно посмотреть расход ресурсов. Нам удалось добиться впечатляющего быстродействия: при аварийной ситуации автоматика предупредит диспетчера менее чем за секунду и тут же акцентирует внимание ремонтника на неисправном узле. В отличие от аналогичных разработок, наша в онлайн-режиме обязательно анализирует состояние объектов критической инфраструктуры — серверных и кроссовых помещений, куда сходятся сети сбора и передачи всей информации. На имеющих отношение к «Росатому» объектах подсети обязательно синхронизируются с информационными системами госкорпорации, что препятствует взлому контура или входу в него бывших сотрудников, чьи полномочия уже истекли. Обратите внимание: система управления построена на логической архитектуре, реализованной в виде цепочек правил. То есть она не просто выведет диспетчера на дефектный узел, но в рамках проектных решений повлияет на управление ситуацией. А если имел место человеческий фактор, еще и определит виновника».
Оригинальная разработка «Росатома» обещает стать привлекательной и для эксплуатирующих организаций. Количество обслуживающих крупные офисные и жилые комплексы аварийных бригад, как и их совокупный штат, можно существенно оптимизировать. Персонал получит возможность постоянно отслеживать ситуацию через удаленный доступ.
«Как только вы ставите наше программное обеспечение и начинаете контролировать инженерное обслуживание, расход запчастей для ремонта и деятельность ремонтных бригад, эксплуатационные затраты в зависимости от профиля здания и сложности его оборудования сокращаются на 9–16 %, — утверждает на основе инициативного исследования РИР Валентин Чубаров. — Платформа окупится за год-полтора».
Ну а как же умная кофеварка и цифровой кондиционер? О них не забыли. Для обитателей блока «Д» «Росатома 2.0» эти сервисы тоже предусмотрены. Команды будут давать сотрудники, информацию о которых (без персональных данных) поместят в защищенные центры обработки данных. Похожая система может работать и для заказчиков в открытом информационном контуре. Только в этом случае для исключения взлома программа сопрягается с общедоступным мессенджером — в котором, собственно, и будет общаться пользователь.
Мониторингом офисных инженерных систем в РИР не ограничиваются. Один крупный девелопер на рынке московской недвижимости планирует оборудовать инфраструктурной IoT-платформой диспетчерский центр в жилой новостройке в Саларьеве.