«Надо понять причины и исключить риски в будущем»: что произошло на УЭХК

14 июля в закрытом помещении цеха № 53 Уральского электрохимического комбината (УЭХК) в Новоуральске произошла разгерметизация баллона с обедненным гексафторидом урана (ОГФУ). Слесарь по техническому обслуживанию оборудования газоразделительного производства Юрий Слёзкин получил механическую травму, несовместимую с жизнью.

Что случилось

Инцидент произошел в 9:13 по местному времени. Объем разгерметизировавшейся емкости — 1 м3. «Такие емкости хранятся на комбинате с 1960-х годов. Это не просто наследие прошлых лет, а ценное сырье для атомной энергетики, которое нужно постепенно перерабатывать, — объяснил гендиректор УЭХК Александр Дудин. — Вот уже четвертый год ОГФУ из такого типа емкостей мы запускаем в технологическую цепочку: обогащаем, доводим до состояния, чтобы его можно было использовать в производстве топлива».

По словам Александра Дудина, баллон выпущен в 1963 году. «Обращались с емкостью по отработанной технологии, — рассказал он. — Испаряли гексафторид по стандартной схеме: из твердой фазы в газообразную, далее — в каскад центрифуг для обогащения. У нас все строго, люди дисциплинированные, действуют четко по инструкции. Произошла трагическая, пока необъяснимая случайность. Все будем анализировать, надо понять причины и исключить риски в будущем».

«Аварийные группы, прибывшие на место, работали четко. Это обученный персонал, который постоянно проходит тренировки», — добавил очевидец событий, инженер по спецучету цеха № 53 Александр Исайков.

Погибший

Юрию Слёзкину было 65 лет, более 30 лет он работал на участке конденсационно-испарительных установок. «Юрий Александрович получил механическую травму от удара заглушкой. Ни радиация, ни химия тут не при чем, медики это подтвердили. Соболезную родным и близким, понимаю вашу утрату. Мы поможем всем необходимым. Что в наших силах — все сделаем», — заверил Александр Дудин.

В сообщении УЭХК говорится, что Юрий Слёзкин всегда проявлял себя как высокопрофессиональный специалист: «При его непосредственном участии проводилась реконструкция технологических установок. Юрий Александрович был членом малой группы участка по развитию Производственной системы «Росатом», свой богатый опыт передавал молодым рабочим, обучая их приемам обслуживания сложного технологического оборудования».

Юрий Слёзкин неоднократно удостаивался звания «Лучший по профессии» на комбинате, поощрен благодарностью гендиректора УЭХК, награжден почетной грамотой УЭХК, знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

Последствия

Когда раздался аварийный сигнал, сотрудники цеха эвакуировались в пункт сбора, их осмотрели медики и направили в Центральную медсанчасть № 31 ФМБА России Новоуральска. Там полное обследование подтвердило, что жизни и здоровью сотрудников цеха ничего не угрожает. Все они уже выписались.

«Происшествие носит локальный характер и ограничено территорией производственного участка, — отметил заместитель гендиректора по производству УЭХК Юрий Минеев. — Радиационная обстановка на предприятии и за его пределами в норме. Опасности для персонала комбината и жителей Новоуральска нет». Цех после санобработки продолжил работу в штатном режиме.

Опасности для населения и окружающей среды инцидент на УЭХК не несет, говорят эксперты. «Поскольку речь идет о разгерметизации одной емкости с ОГФУ, то эвакуации персонала цеха вполне достаточно, чтобы локализовать все последствия, — сказал ведущий научный сотрудник Института промышленной экологии Уральского отделения РАН Алексей Екидин. — Системы вентиляции и очистки воздуха предотвращают негативные последствия. Риска радиационного заражения для окружающей территории и жителей Новоуральска нет».

«ОГФУ — это обедненный уран. Его радиоактивность гораздо ниже, чем у природного, меньше концентрация урана-235. Радиационной опасности ОГФУ не представляет никакой», — отметил главный редактор независимого портала «Атоминфо» Александр Уваров.


СПРАВКА

В процессе разделения изотопов урана получают уран, обогащенный по 235-му изотопу, который используют для производства ядерного топлива, а обедненный уран в форме гексафторида хранится на складах предприятий разделительно-сублиматного комплекса для применения в будущем. Уровень развития технологий центрифужного обогащения в России позволяет дополнительно извлекать из отвалов уран-235.

При этом даже дважды обедненный ОГФУ, уже не пригодный для обогащения, тоже является ценным сырьем. Его обесфторивают и получают закись-окись урана для МОКС-топлива, на котором работают реакторы на быстрых нейтронах.

ОГФУ хранится в толстостенных контейнерах из легированной углеродистой стали. По результатам научных исследований, продолжительность безопасной эксплуатации контейнеров российского производства — 80 лет. Для предотвращения коррозии на контейнеры методом холодного газодинамического напыления и газотермическим методом ежегодно наносят защитные покрытия.

Конверсия урана, то есть получение соединения урана и фтора, производится для того, чтобы уран было легко переводить в газообразное состояние и разделять изотопы в каскадах газовых центрифуг.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: