Попасть в кадры: что обсуждали на сессиях деловой программы AtomSkills-2023
Какие специальности популярны у школьников в регионах присутствия «Росатома»? Можно ли за год выучиться на профессионального сварщика и чем зеленая ручка учителя лучше красной? Из обширной деловой программы VIII отраслевого чемпионата мы выбрали наиболее перспективные проекты и соглашения, призванные решить проблему кадрового дефицита в атомной промышленности.
«Только 14 % школьников выбирают физику для сдачи ЕГЭ и ОГЭ, и лишь 15 % вовлечены в инженерно-техническое творчество, — озвучила данные за прошлый год на сессии «Развитие кадрового потенциала промышленных городов» генеральный директор Корпоративной академии «Росатома» Юлия Ужакина. — Также существует нехватка педагогов в возрасте до 35 лет и в целом учителей профильных предметов в наших городах. Для решения этих проблем мы участвуем в проекте «Профессионалитет», запустили и развиваем проекты «Миссия: Таланты», «Учитель для «Росатома», «Родительская лига», «Совет педагогов», «Совет юниоров «Росатома» и др.».
Их развитие обсуждали на большинстве сессий деловой программы.
Тесты и квесты юниоров
Юниоры «Росатома» на встрече с главой госкорпорации Алексеем Лихачевым представили свои инициативы по профориентации школьников. Например, проект «Решатом» — это онлайн-соревнования, на которых ребята проходят тесты, проводят опыты и выполняют задания по четырем компетенциям атомного чемпионата: «Информационные технологии», «Лабораторный химический анализ», «Каракури» и «Охрана окружающей среды». Также юниоры разработали портал «Атлас профессий «Росатома» — сайт с информацией о специальностях атомщиков — и запустили интерактивный квест «Атомстори», посвященный истории и перспективам атомной энергии и деятельности «Росатома» и проходящий в разных городах России.
Метод «зеленой ручки»
В рамках проекта «Учитель для «Росатома» прошла конференция для педагогов и родителей «Зеленая ручка». Метод «зеленой ручки» сформулировал еще в 1980-е годы известный педагог Шалва Амонашвили. Он предложил учителям отказаться от красной ручки, которой они исправляют ошибки в работах учеников, а вместо этого использовать зеленую, выделяя ей в тетрадях наиболее удачные решения и ответы.
Конференция стала одним из самых массовых мероприятий деловой программы — в ней приняли участие более 100 человек. Объединенные в команды участники после мозгового штурма представили 16 проектов, которые могут улучшить систему школьного образования. Например, проект «Школьная гостиная» предполагает создание пространства в учебном заведении для неформального общения детей, учителей и родителей — там они смогут собираться для обсуждения общих проблем. А проект «ОБРОзон» посвящен разработке приложения, которое структурирует всю информацию по олимпиадам и конкурсам, упрощая жизнь их участникам и помогая организаторам в их проведении.
Личные кабинеты работодателей
В проектной сессии «Тактики развертывания «Профессионалитета» приняли участие представители 40 колледжей и отраслевых предприятий. На ней обсуждали, как повысить привлекательность рабочих профессий и выстроить систему наставничества на всех этапах обучения.
«Наставниками могут выступать как мастера производственного обучения колледжей, так и студенты старших курсов, а также наставники из опорных предприятий «Росатома». Задача — не только освоение профессии, но и постепенное включение студента в производственную среду», — поделилась директор Центра образовательных программ профессиональной подготовки Корпоративной академии Светлана Михеева.
Обсудили и систему мониторинга подготовки студентов «Профессионалитета». Было предложено создать личные кабинеты работодателей, где они смогут видеть информацию об уровне подготовки ребят, полученных ими квалификациях и допусках к работе, сообщила Светлана Михеева.
ПОБЕДИТЕЛИ ВДВОЙНЕ
Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России и Корпоративная академия «Росатома» подписали соглашение, позволяющее участникам чемпионата AtomSkills получить свидетельство государственного образца, подтверждающее их уровень квалификации по компетенции «Инженерное проектирование». Это значит, что результаты отраслевых конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства «Росатома» будут учитываться при независимой оценке квалификации специалиста по означенной компетенции.
«Для работодателя наличие такого свидетельства будет говорить о соответствии работника требованиям профессиональных стандартов, подтвержденном на федеральном уровне», — подчеркнула Инна Кокорина, заместитель генерального директора Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России.
Совместно с белорусскими коллегами
Впервые на чемпионате заключили международное соглашение о сотрудничестве. Корпоративная академия и белорусский Республиканский институт профессионального образования договорились о совместной разработке и актуализации образовательных программ и учебно-методических материалов для подготовки специалистов среднего профессионального и среднего специального образования. Коллеги из двух стран подготовят учебные материалы по следующим направлениям: «Сварочные технологии», «Мехатроника», «Аналитический контроль», «Инженерный дизайн CAD», «Изготовление прототипов», «Промышленная автоматика» и др. Договор также предполагает стажировки в двух странах. Уже идет работа над дорожной картой сотрудничества.
«Мы предлагаем нашим российским и международным партнерам лучшие практики. Это позволяет совершенствовать их образовательные системы, чтобы мы в максимально короткие сроки реализовывали совместные проекты. У нас один рынок, поэтому мы готовим профессиональные кадры не только для себя, но и для наших партнеров. Считаю важным объединяться, потому что от такой консолидации выиграют все», — отметила заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева.
Еще одно соглашение Корпоративная академия подписала с администрацией средней общеобразовательной школы № 18 «Время, вперед!» из Обнинска. Первым совместным проектом станет инженерный класс, который откроется в школе в сентябре. Там организуют и дополнительные занятия: от кружков и лабораторий до инженерных смен и научно-технических мастерских по компетенциям «3D-моделирование», «Изготовление прототипов», «Мобильная робототехника», «Каракури. Инженерное мышление», «Мехатроника / Робототехника» и ряду других.
Школы сварки
Идея проекта «Атомная школа сварки» возникла в «Росатоме» еще в 2021 году, когда стало очевидным, что знаний и навыков выпускников колледжей и техникумов в большинстве случаев недостаточно для работы на предприятиях «Росатома».
«Атомная школа сварки» поможет решить эту проблему, — считает руководитель программы развития отраслевых центров компетенций Корпоративной академии Сергей Шабельников. — Мы разработали учебно-методический комплекс, включающий и пособия, и презентации, и большое количество видеоматериалов, которые делают обучение эффективным. Для сравнения: сейчас в колледжах готовят сварщиков в течение трех лет, а по программе нашей школы можно подготовить классных специалистовp-сварщиков за год».
Академия заключила договоры с участвующими в проекте «Профессионалитет» техникумами и колледжами из Коврова, Озерска, Волгодонска и Курска о присвоении им статуса «Атомная школа сварки». «Сейчас мы на этапе подготовки преподавателей. К 30 июня они должны получить сертификаты «Атомной школы сварки» и со следующего учебного года уже начнут заниматься с ребятами по новым методическим модулям, — рассказала заместитель директора по проектному управлению Курского монтажного техникума Наталья Скоморохова. — Студенты подготовлены к тому, что в новом учебном году у них будет все немного по-другому. Надеюсь, они воспримут это положительно. Новый статус позволит нашим ребятам получить хорошую профессиональную подготовку, которая требуется опорному работодателю — «Росатому».
В Корпоративной академии планируют до конца 2023 года заключить порядка 10 аналогичных договоров, а к 2029 году в сеть «Атомных школ сварки» должны войти 100 российских техникумов и колледжей. Если проект окажется успешным, Корпоративная академия планирует масштабировать этот опыт на другие важные для госкорпорации компетенции.
«Смысл проекта «Атомная школа сварки» не только в том, чтобы готовить хороших сварщиков для «Росатома», — пояснил Сергей Шабельников. — Одна из задач — сделать этот проект коммерчески успешным для колледжей за счет привлечения учащихся на платной основе. Наша образовательная программа разбита на тематические модули. То есть по ней можно обучать не только студентов с нуля, но и работающих специалистов, которые хотят получить дополнительные профессиональные навыки и повысить свою квалификацию. Это позволит колледжам научиться реагировать на запрос рынка и получать обратную связь, чего сейчас, к сожалению, пока нет».
КУДА ИДУТ УЧИТЬСЯ
Важной частью сессии «Развитие кадрового потенциала промышленных городов» стала презентация промежуточных результатов социологических исследований, организованных Корпоративной академией для оценки карьерных траекторий и образовательных стратегий девятиклассников и студентов первых курсов колледжей — партнеров проекта «Профессионалитет» в Курской и Челябинской областях. Также опросили и их родителей.
Выяснилось, что 43 % опрошенных девятиклассников в обоих регионах планируют окончить 11 классов и пойти в высшее учебное заведение. Сначала в колледж, а затем в вуз планируют отправиться еще 21 % учащихся, а 29 % намерены после колледжа сразу пойти работать. Остальные пока не определились.
Самые популярные специальности в колледжах — «лечебное дело», «поварское и кондитерское дело», «прикладная информатика» и «ветеринария». Из важных для «Росатома» специальностей школьники выбрали следующие: «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «технология машиностроения», «радиационная безопасность» и «оператор станков с программным управлением».
Исследование провела компания «Ромир».