Тайна получения плутония: рассказываем о реликвиях из 75‑летней истории «Маяка»
В какой тетради написано о технологии получения оружейного плутония, из скольких плиток состоял настил «Аннушки» и как выглядит главное табло промышленного реактора «Руслан» — вот несколько реликвий, экспонатов и макетов. Каждый подсвечивает свой факт в 75‑летней истории «Маяка».
ОБРАЗЕЦ АЛЮМОФОСФАТНОГО СТЕКЛА
«Маяк» — единственное предприятие в России, где высокоактивные отходы от переработки топлива тепловых реакторов в промышленном масштабе остекловываются — их заключают в матрицу из алюмофосфатного стекла. Для этого используют печи ЭП‑500 — керамические плавители прямого электрического нагрева. Создавали их в 1980‑е годы.
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА ДОЛЛЕЖАЛЯ
С этим инструментом инженеры работали до 1970‑х годов. Атомщики использовали логарифмические линейки в материаловедческих и нейтронно-физических расчетах, моделировании физикохимии растворов и металлургических процессов. Говорят, что куратор атомного проекта Лаврентий Берия заказывал для ученых металлические логарифмические линейки увеличенной длины и повышенной точности. Была такая и у Николая Доллежаля — главного конструктора первого промышленного реактора А, который построили на комбинате № 817. «Аннушка» наработала плутоний для первой советской атомной бомбы.
«СИНЯЯ КНИГА» О ТЕХНОЛОГИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ОРУЖЕЙНОГО ПЛУТОНИЯ
Технологию выделения плутония из облученного урана специалисты Радиевого института во главе с Виталием Хлопиным должны были разработать всего за семь месяцев. Отчеты об испытаниях записывали в тетрадь в синем переплете, которую так и назвали — «Синяя книга».
Проверяли разные методы выделения, остановились на ацетатно-фторидном. В «Синей книге» содержатся почти все разделы для промышленного освоения технологии: от свойств исходных материалов до обезвреживания отходов. Она стала настольной книгой для химиков, технологов и физиков, которые изучали радиохимию.
Впервые «Синюю книгу» показали широкой общественности в 2015 году на выставке «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха» в Московском Манеже. Экспонат был застрахован на 225 млн рублей.
ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ И ГЛАВНОЕ ТАБЛО ПРОМЫШЛЕННОГО РЕАКТОРА «РУСЛАН»
«Руслан» — не имеющий мировых аналогов реактор бассейнового типа с литиево-алюминиевым наполнением, сменивший тяжеловодные и уран-графитовые установки. Его ввели в эксплуатацию в 1982 году, он работает и сегодня.
В 2014 году «Руслан» реконструировали и старый пульт управления передали музею. По словам начальника реактора Владимира Ерофеева, этот пульт помнит руки министра среднего машиностроения Ефима Славского, директора «Маяка» Николая Семенова и главного инженера реакторного завода Петра Сахарова. Над пультом повесили табло, повторяющее конфигурацию активной зоны. На круглом поле размещены информационные таблички с номерами технологических сборок.
ПЛИТКА ВЕРХНЕГО НАСТИЛА ПРОМЫШЛЕННОГО УРАН-ГРАФИТОВОГО РЕАКТОРА
Верхняя часть реактора (настил) формируется из плиток, накрывающих каждый технологический канал. Настил реактора А состоял из 1,2 тыс. плиток, которые формировали пятак, выдерживающий значительные нагрузки. Пример расшифровки номеров технологических каналов: 02–06 — место в реакторе на кассете разгрузки № 2 и на коллекторе подачи воды — № 6.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СБОРКА УРАН-ГРАФИТОВОГО РЕАКТОРА
Демонстрационный макет технологической сборки в разрезе. Сборка состоит из канала подачи воды для охлаждения и технологического канала, в который загружался уран и удерживался в зоне графитовой кладки весь период наработки плутония.
ПЛУТОНИЕВЫЙ ШАР
Этот экспонат имитирует деталь заряда атомной бомбы. Точные параметры засекречены, но по описанию он был размером с большое яблоко, что подтверждается данными о критической массе плутония.