Научи ученого: как устроено наставничество в отраслевых НИИ

В России продолжается Десятилетие науки и технологий, 2023‑й объявлен Годом педагога и наставника. По словам зампредседателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, одна из главных задач тематического года — ​развитие системы научного наставничества. Цель — ​получить «единый трек профессионального роста молодого ученого — ​от абитуриента до доктора наук» и обеспечить «поддержку преемственности поколений исследователей». Мы решили выяснить, как обстоят дела с системой наставничества в атомной науке.

Резкое падение престижа работы в НИИ и массовый отток молодых кадров в 1990‑е годы обернулись в 2010‑е провалом среднего возраста: оказалось, что в науке очень мало 40–50‑летних, а ведь это золотой возраст для ученого. По данным исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2006–2015 годы общее число ученых в России уменьшилось на 2,4 %, и больше всего пострадала возрастная группа 40–59 лет — ​она сократилась на треть. К счастью, молодежь в это время снова пошла в науку. «В последние пять лет ежегодно от 11 до 13 тыс. человек после вуза поступают в организации, ведущие исследования и разработки. Для сравнения: показатель 1995 года — ​меньше 7 тыс.», — ​говорится в докладе ВШЭ 2015 года «Российская молодежь: образование и наука».

В таких условиях развитие наставничества стало особенно актуальным. Чтобы вырастить из начинающих исследователей высококвалифицированных кандидатов и докторов наук, нужно было обеспечить передачу знаний и компетенций от заслуженных ученых. При перезагрузке научного дивизиона в «Росатоме», которая стартовала в 2018 году, этому уделили особое внимание. В результате масштабного комплекса мероприятий по привлечению молодежи в науку значительно выросла доля ученых до 35 лет: в среднем в научном дивизионе она составляет 36 %, а в ряде организаций превышает 65 %. Ключевой задачей стало обеспечение быстрого развития научной молодежи до уровня зрелых ученых.

В отраслевых институтах выявили носителей критически важных знаний. Им подобрали одного или нескольких потенциальных преемников. «На сегодняшний день в дивизионе более 170 наставников и порядка 200 наставляемых из числа научных сотрудников», — ​рассказали «СР» в пресс-службе АО «Наука и инновации» (управляющая компания научного дивизиона). У них есть план совместной работы, выполнение которого периодически контролируют на научно-технических советах институтов, при необходимости корректируют.

Во ВНИИНМ внесли изменения в положение об оплате труда, которое определяет премиальное вознаграждение за наставничество

У старшего поколения поначалу был страх: мы научим коллег всему, что умеем, и нас тут же принудительно отправят на пенсию. Преодолеть его во многом помогло внедрение специальных должностей в ряде НИИ, например в Высокотехнологическом научно-исследовательском институте неорганических материалов им. Бочвара (ВНИИНМ). «Мы дали наставникам гарантии, что никто их не уволит. Если преемник готов взять руководство проектом на себя, наставник переходит на должность эксперта без понижения заработной платы. Также мы внесли изменения в положение об оплате труда, которое определяет возможность премиального вознаграждения за наставничество», — рассказала заместитель гендиректора ВНИИНМ по персоналу Яна Кокурина.

В институтах АО «Наука и инновации» в 2019 году внедрили новые правила квалификации и оценки должностей. Для ученых, которые выбирают экспертную карьерную траекторию, наставничество становится обязательной частью работы.

Появились инструменты нематериальной мотивации. «Ежегодно проводится конкурс «Лучший наставник». В конце 2022 года он прошел уже в третий раз. Общее количество сотрудников, принявших участие в конкурсе, — ​118. Лауреатов и победителей — ​52, — ​отмечают в пресс-службе АО «Наука и инновации». — ​Наши наставники также выступают в качестве экспертов на крупных отраслевых мероприятиях».

В троицкий офис ИТЭР регулярно приглашают студентов — на экскурсии и практику

Научное наставничество поощряется и на отраслевом уровне. Три года подряд наставники из научного дивизиона берут первое место в программе признания «Человек года «Росатома». В 2020 году лучшим наставником назвали научного руководителя по ядерной медицине АО «Наука и инновации» Валентина Смирнова, в 2021 году — ​ведущего научного сотрудника Физико-энергетического института (ФЭИ) Андрея Морозова. «В 2021 году четыре молодых ученых, в том числе два стажера, под руководством начальника лаборатории плазмодинамики Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ) Игоря Позняка создали уникальное автоматическое устройство для проведения исследований в области плазменных технологий, — ​рассказали в пресс-службе управляющей компании научного дивизиона. — ​В 2022 году Игорь Позняк также получил звание «Наставник года» в рамках «Человека года «Росатома».

В 2021 году в отраслевых институтах проводили опрос среди молодых сотрудников: 80,3 % сообщили, что наставничество развито хорошо.

Анастасия Осинцева
Младший научный сотрудник лаборатории технологий обращения с радиоактивными отходами и коррозионных процессов, Институт реакторных материалов (ИРМ)

— Мне очень повезло: моим наставником стала умная, добрая, мудрая женщина — ​сотрудница нашей лаборатории Татьяна Львовна Кузина. Я ценю ее за профессионализм и большой опыт, ответственность, организованность и эмоциональный интеллект, умение учить и передавать знания. Она никогда никого не ругает, не кричит, не позволяет себе грубости. Татьяна Львовна научила меня подходить к любому делу обдуманно и не спеша. Помогла разобраться в методике и последовательности выполнения научной работы, подсказала, как экономить время и трудозатраты. Благодаря ей я стала внимательнее, научилась работать с массивами данных в сжатые сроки.

Мне запомнился случай в январе 2020 года. Подходило время сдачи одной работы. Но в ходе экспериментов случилось непредсказуемое, возник риск срыва сроков. Непосредственный руководитель проекта был недоволен нами, вызвал на ковер и стал распекать. Помню, как у меня внутри все упало: когда на меня грозно смотрят, разговаривают грубо, я не могу совладать с эмоциями. Но, глядя на Татьяну Львовну, я взяла себя в руки. Она очень стойко держалась, отстаивая свою позицию перед руководителем, это меня успокоило. Отчет и методику мы все-таки отправили заказчику в срок.

Антон Юсупов
Начальник радиационно-технологической лаборатории, Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР)

— У меня было трое наставников. С Александром Сергеевичем Куприяновым, в то время старшим научным сотрудником отделения радионуклидных источников и препаратов НИИАР, я познакомился в Димитровградском инженерно-технологическом институте МИФИ. Он был научным руководителем производственной практики и дипломной работы. Именно он продемонстрировал, как интересна научная деятельность. Последние результаты измерений для моего диплома мы совместно получали за день до крайнего срока сдачи. Такая задержка имела объективные причины. К вечеру я внес финальные правки и отправил Куприянову. Ответ от него пришел поздно ночью. Лишь со временем я осознал, что человек, несмотря на усталость и домашние заботы, нашел в себе силы ночью прочитать, проанализировать и дать ценные замечания. Вот такая ответственность и уважение к подопечному.

С момента трудоустройства в НИИАР моим наставником стал Виктор Дмитриевич Кизин — ​ведущий научный сотрудник управления радиационной безопасности, УРБ. Я и сейчас учусь у него и стараюсь перенимать тот колоссальный опыт, который он приобрел за более чем полвека работы в институте. Вскоре после трудоустройства в УРБ мне была поручена сложная, но чрезвычайно интересная задача. Я был поглощен ею, занимался решением и днем и ночью. Когда я продемонстрировал результаты Виктору Дмитриевичу, он проанализировал каждую цифру и каждое предложение в отчете и произнес фразу, которую впоследствии повторял не единожды: «Мы должны быть уверены в правдивости и реалистичности результатов наших расчетов». Я запомнил ее навсегда.

Управленческие и административные навыки я перенимал и продолжаю перенимать у Василия Вячеславовича Авдонина, начальника УРБ.

Надежда Мишина
Начальник лаборатории технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), Радиевый институт

— Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Борис Яковлевич Зильберман был моим наставником и учителем на протяжении 15 лет. Он был научным руководителем моей дипломной работы и кандидатской диссертации, которую мне удалось защитить в 2015 году, в том числе благодаря его настойчивости и терпеливому сопровождению на этом пути.

Борис Яковлевич неоднократно повторял, что когда-нибудь я сама стану начальником, но всегда должна помнить: работа радиохимической бригады, а тем более лаборатории — ​это коллективная работа. Если кто-то заболел, его должен заменить руководитель — ​и значит, руководитель должен доподлинно знать, кто и что на каждом месте должен делать. «Если не хочешь, чтобы подчиненные вешали тебе лапшу на уши, знай все сам и будь готов поймать их на ошибке в любой момент», — ​говорил мой учитель. Борис Яковлевич всегда настаивал на том, чтобы я сама осваивала все трудоемкие методики проведения научных экспериментов, всегда контролировала и проверяла работу коллег, а не вслепую доверяла полученным результатам. Он был очень честный и мудрый человек, и жизнь показывает, что он был прав.

Вот уже более 15 лет я и сама передаю свои опыт и знания в области радиохимической технологии молодому поколению инженеров-технологов. Ежегодно в лаборатории, которой я руковожу, проходят практику 5–10 студентов вузов. С 2006 по 2020 год под моим руководством защищено более десятка дипломных работ. Четверо дипломников работают в Радиевом институте и в отрасли.

Профессор Борис Зильберман с учениками. Радиевый институт, 2016 год

Илья Скриган
Начальник лаборатории технологии и процессов отверждения радиоактивных отходов (РАО), Радиевый институт

— Своим наставником я считаю доктора технических наук, кандидата химических наук, главного научного сотрудника отделения переработки РАО Альберта Семеновича Алоя. Он обладает огромным авторитетом, опытом и знаниями в нашем направлении. Больше всего меня поражает его феноменальная память и способность найти выход из самых непростых ситуаций.

Альберт Семенович научил меня тому, что в нашей работе нельзя спешить, к любой задаче нужно подходить с чувством, с толком, с расстановкой. Сделаешь работу быстро, но плохо — ​и все запомнят, что ты сделал плохо. Сделаешь работу медленно, но качественно — ​все запомнят, что ты сделал качественно. Задача руководителя — ​организовать работу так, чтобы все было сделано вовремя и качественно. Этому как раз и можно поучиться у Альберта Семеновича, ведь он много лет руководил лабораторией и был директором отделения.

Андрей Наумов
Научный сотрудник отдела научно-экспериментальных работ по обращению с ОЯТ и РАО, Радиевый институт

— Борис Яковлевич Зильберман умел вдохновлять. Благодаря большому багажу знаний и опыта в отрасли он направлял нас, молодых ученых, наставлял на истинный научный путь. Часто вспоминал девиз артиллериста «Крепче нервы — ​ближе цель». В науке терпение и кропотливый подход к эксперименту влияют на результат напрямую.

Антон Мальгинов
Заведующий лабораторией крупного слитка, Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения («ЦНИИТМАШ»)

— В мой первый рабочий день меня встретил первый заместитель гендиректора по науке Владимир Семенович Дуб и рассказал о работах «ЦНИИТМАШа». С тех пор он не только мой руководитель, но и наставник, который может дать совет по любому вопросу, научному и организационному. Владимир Семенович — ​редкий тип ученого, который с радостью делится опытом с молодыми сотрудниками. Учит постоянно быть на острие всех тенденций науки не только в России, но и в мире. На меня всегда производит впечатление умение Владимира Семеновича интересно рассказывать, выверенная, грамотная речь, то, как легко он может поддержать любую тему и донести свои идеи, мысли.

Денис Обухов
Начальник лаборатории магнитогидродинамических машин, Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры (НИИЭФА)

— В лабораторию я пришел на преддипломную практику. Моим наставником стал главный научный сотрудник Игорь Рафаилович Кириллов, до 2011 года он руководил лабораторией. Под его началом я прошел путь от инженера-исследователя до начальника.

Игорь Рафаилович всегда очень ответственно подходил к руководству работами лаборатории, старался вникать во все технические и организационные моменты. При этом он явно не был сторонником постоянного контроля подчиненных, давал возможность проявить инициативу. Всегда уважительно относился к подчиненным, к коллегам из смежных подразделений и других организаций. Полагаю, никто в НИИЭФА не слышал, чтобы он повышал голос. Возможно, главный урок, который он мне дал, — ​построение правильного баланса при руководстве научным и инженерным коллективом, состоящим из индивидуальностей.

Илья Савельев
Научный сотрудник, ВНИИНМ

— Поспособствовала моему приходу в институт Елена Александровна Дергунова, ведущий научный сотрудник. Благодаря ее лекциям и семинарам на последних курсах магистратуры МИФИ и практике под ее руководством я смог поближе познакомиться со сверхпроводниками. Ей нет равных в готовности помочь разобраться в вопросе, задать нужное направление. Почерпнул для себя, что не нужно бояться проблем — ​особенно в научной деятельности. Она мне показала, как спокойный и рассудительный подход с четким пониманием конечной цели помогает добиться результата. Главное — ​не терять желания разобраться в вопросе.

Алексей Ханков
Инженер, ВНИИНМ

— Я занимаюсь расчетно-экспериментальным обоснованием безопасности твэлов, в том числе перспективных толерантных. Мой наставник — ​старший научный сотрудник Павел Демьянов. Павел консультировал мою дипломную работу, во время практики научил меня использовать твэльный код для расчетов, правильно оформлять и составлять технические справки и технические задания, обрабатывать и анализировать результаты реакторных экспериментов. Благодаря инициативе Павла меня трудоустроили после вуза. Очень жду, что Павел защитит диссертацию и сможет стать уже моим научным руководителем в аспирантуре.

Олег Федин
Директор отделения «Техно-Луч», Научно-исследовательский институт «Научно-производственное объединение «Луч»

— Мне сложно назвать одного конкретного человека своим наставником. Мне помогали и подавали пример многие наши сотрудники. Можно сказать, я сам выбираю себе наставников — ​тех, у кого есть чему учиться. Причем не важно, старше или младше меня человек. Главное для меня — ​разглядеть в нем и почерпнуть те важные и нужные качества, которые потом можно применить в работе. В какой-то мере и я для кого-то являюсь наставником.

Виктор Орлов
Гендиректор «ЦНИИТМАШа»

— Своим наставником я считаю коллектив, в котором работаю. Мы все части определенного социума со своим микроклиматом, научной и административной школой. И руководитель подвержен влиянию своего социума и одновременно формирует его, обеспечивая достижение необходимых результатов и дальнейший рост, развитие. Мне импонирует диалог, а не односторонняя связь в части передачи знаний, обучения.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: