Первый блок Билибинской АЭС заработал почти полвека назад, и вплоть до запуска плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в Певеке это была самая северная АЭС на планете. Ее директор Константин Холопов считает, что опыт эксплуатации Билибинской АЭС убедительно доказал преимущество малой атомной энергетики в суровых условиях Арктики.

Первая малая

— Почему для развития золотодобывающего района была построена атомная станция? Чем был обу­словлен этот выбор?

— Все дело в географии. Билибино расположено в самом центре Чукотки, в долине горной реки Большой Кепервеем (в переводе с чукотского «росомашья река». — «СР»), и со всех сторон окружено сопками. Для активно развивавшихся в начале 1960‑х горнорудных и золотодобывающих предприятий требовалось много электроэнергии. Отсутствие автомобильных и железнодорожных магистралей и удаленность от морских портов — ​до Певека 360 км, до Зеленого Мыса 250 км — ​делали доставку крупногабаритных грузов возможной лишь зимой, по замерзшей тундре. Выбор в пользу атомной генерации был очевиден: привезти ядерное топливо общим весом около 40 т по воздуху куда проще, чем 190–200 тыс. т углеводородного топлива в год по земле.

Проектировщики станции учли еще одну характерную для Севера проблему: сооружение атомной теплоэлектроцентрали было единственным верным решением для снабжения населенного пункта. По сути, Билибинская стала первой малой атомной станцией в СССР, и опыт ее эксплуатации в суровых климатических условиях послужил активному развитию малой атомной энергетики в труднодоступных регионах.

— Могут ли в будущем в городе использовать атомные станции малой мощности?

— В портфеле «Росэнергоатома» есть заказ на строительство малой атомной станции с реакторами РИТМ‑200Н в Усть-Янском улусе в Якутии. Я не исключаю возможности сооружения в будущем аналогичной станции и у нас, если так же активно, как в 1960‑е, будут развиваться горнорудные и золотодобывающие предприятия. И если мощностей ПАТЭС не хватит, у нас в городе есть необходимая инфраструктура, персонал и, наконец, бесценный опыт эксплуатации малой АЭС в условиях Арктики.

— Первый блок Билибинской проработал сверх проектного срока и в 2018 году был остановлен для вывода из эксплуатации. Какую роль это сыграло в истории станции?

— Я бы сравнил первый блок с бойцом, который пожертвовал собой ради товарищей. Результаты технического обследования блока стали основанием для продления ресурса трех других. Сначала наши специалисты выгрузили облученное ядерное топливо из активной зоны в бассейн выдержки. Со специалистами «Пролога» из Обнинска (проектировщик-изготовитель техники и оборудования для атомной отрасли, вел работы на Курской, Ленинградской, Смоленской АЭС. — «СР») при помощи мини-роботов отобрали образцы металла бака биологической защиты и нижней плиты реактора. По итогам анализа их ресурсных характеристик приняли решение о продлении срока службы блоков № 2, 3 и 4 до 2025 года.

Конечно, этому предшествовала огромная работа: с начала 1990‑х годов большая часть оборудования трубопроводов, приборного парка, электрооборудования была заменена на аналоги с улучшенными характеристиками. На блоках № 3 и 4 поменяли генераторы, рычажные главные предохранительные клапаны — ​на современные пружинные отсечные регулирующие клапаны, каналы охлаждения стержней системы управления и защиты, СУЗ, — ​на четырехтрубные. Внедрили новые защиты реактора и дополнительную систему остановки реактора и т. д. Модернизировали электрическую часть станции, радиаторные охладители и др. Билибинские атомщики перебрали почти всю станцию, как автомобиль, — ​повысили надежность и устойчивость. АЭС сегодня практически как новая. Все действующие блоки прослужат полвека вместо запланированных 30 лет.

Все технические сооружения станции расположены в одном здании — главном корпусе

ТЕПЛО ПРИ –50 °C

ЭГП‑6 — ​водно-графитовый гетерогенный реактор канального типа на тепловых нейтронах, его прототипы — ​установки AM и АМБ. Вследствие удаленности будущей станции и жестких климатических условий к проекту Билибинской АЭС предъявлялся ряд специфических требований. Их выполнение внесло в схему и конструктив решения, которые не применялись ни в отечественной, ни в зарубежной практике.

Даже внезапное отключение одного блока Билибинской АЭС не может привести к коллапсу энергосистемы всего региона, что при местном климате было бы чревато серьезными последствиями. При температуре воздуха –50 °C станция должна работать в теплофикационном режиме и развивать мощность 100 Гкал/ч при снижении электрогенерации.


Пути вывоза

— Еще одним условием продления эксплуатации блоков было решение вопроса об обращении с отработавшим ядерным топливом, ОЯТ.

— Да, наличие места в приреакторных бассейнах выдержки для выгрузки ОЯТ было одним из главных условий получения лицензии на продление до 2025 года. Для снижения скорости заполнения бассейнов приняли решение о работе станции на пониженном уровне мощности. Основную нагрузку в снабжении потребителей Чаун-Билибинского энергоузла взяла на себя введенная в 2019 году ПАТЭС.

После увеличения проектной вместимости бассейнов № 1 и 2 мы начали уплотнение в них тепловыделяющих сборок и перемещение каналов СУЗ из бассейнов в освободившиеся ячейки реактора остановленного первого блока. Аналогично поступим с бассейном № 3. Это позволит Билибинской АЭС доработать до конца 2025 года.

В дальнейшем планируем переместить ОЯТ в транспортно-упаковочные комплекты, ТУКи. Для этого построим узел перегрузки и временного хранения. В этом году должно завершиться проектирование объекта, и мы приступим к строительным работам.

— Как ОЯТ будут вывозить на переработку?

— Ранее рассматривали вывоз самолетом. В связи с освоением Баимского золото-медного месторождения появился другой вариант. Доставка продукции Баимского ГОКа будет организована по автодороге Песчанка — ​Билибино — ​Наглейнын протяженностью 430 км. На мысе Наглейнын к 2025 году планируется построить морской терминал для отгрузки продукции ГОКа мощностью до 2 млн т в год. ОЯТ можно будет вывозить по Северному морскому пути. Этот вариант прорабатывается.

— Какие работы в рамках программы вывода АЭС из эксплуатации выполняются в городе?

— Для обеспечения собственных нужд станции мы построили котельную, дизель-генераторную станцию, базовый склад топлива. У города будут свои источники тепло- и электроснабжения. Этот вопрос правительство региона решает, привлекая другие компании. Чукотская торговая компания строит энергоцентр, который будет включать дизельную станцию и котельную (электрическая мощность — ​25 МВт, тепловая — ​66 МВт. — «СР»). Продолжается строительство воздушных линий электропередачи Певек — ​Билибино. Этим летом должны закончить первую очередь новой ЛЭП, вторую — ​в 2025 году. Строительство воздушных линий электропередачи ведется для увеличения подачи мощностей ПАТЭС. Сегодня предполагается, что основным энергоисточником города станет она, а энергоцентр будет на подхвате — ​например, в случае отключения ЛЭП.

Машинный зал Билибинской АЭС
Зарплата в тройном размере

— В свете всех этих планов какие профессии наиболее востребованы теперь на АЭС?

— Список вакансий солидный: не хватает инженеров, ремонтного персонала, специалистов по тепловой автоматике и измерениям, электриков, слесарей, токарей, сварщиков, нужны строители.

— Чем привлекаете новых сотрудников?

— Финансовая сторона для работы в регионе с суровым климатом определяющая. Зарплата атомщиков значительно выросла за последние годы и в среднем сейчас составляет 227 тыс. рублей. Молодые специалисты получают северные надбавки сразу после вуза — ​это зарплата в тройном размере. Раньше для этого нужно было поработать пять-шесть лет.

Мы предоставляем общежитие, оплачиваем на оговоренный период аренду квартир. Недавно купили шесть квартир для заселения приглашенных специалистов. Для сотрудников станции работает ипотечная программа, причем на специальных условиях: билибинские атомщики могут купить квартиру в любом населенном пункте страны, другие сотрудники «Росэнергоатома» — ​только в своем регионе.

У нас в городе есть досуг на любой вкус: спортивный комплекс, бассейн, хоккейная коробка, музей — ​не хуже, чем на материке. Есть горнолыжный и парапланерный клубы. Заполярье — ​отличное место для грибников, рыбаков и охотников.

Добавлю, что Билибинская АЭС — ​кузница кадров. Здесь выросло не одно поколение атомщиков. Об устройстве станции дети узнают со школьной скамьи. Для популяризации отраслевых профессий мы открыли атомклассы с углубленным изучением точных наук, закупили технику. Многие их выпускники оканчивают вузы и приходят к нам на работу. Наши бывшие коллеги трудятся на разных отраслевых предприятиях, на руководящих должностях ВАО АЭС, в центральных аппаратах «Росэнергоатома» и «Росатома».

Экскурсия в реакторном зале

СПРАВКА

Поселок Билибино нанесли на карты в 1958 году, однако появился он несколькими годами раньше, с началом активного освоения этого района после получения результатов проб золота, взятых в 1941 году в бассейне реки Малый Анюй. Своим именем поселок (городом он стал в 1993 году) обязан первооткрывателю «золотой Колымы» — ​выдающемуся геологу, члену-корреспонденту АН СССР Юрию Билибину.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: