Урбанист Александр Пузанов: «Открытые атомграды могли бы стать образцами для средних городов всей страны»
Генеральный директор фонда «Институт экономики города», профессор Высшей школы урбанистики им. Высоковского НИУ ВШЭ Александр Пузанов давно изучает российские города: в частности, он помогал разрабатывать стратегии развития Глазова и Новоуральска. Как арендные дома помогут привлечь молодежь в атомграды и почему открытие ЗАТО — перспективная идея, а будущее — за созвездиями городов, урбанист рассказал «СР».
Сохранение наследства
— Сегодня много говорят о необходимости улучшения условий жизни в городах, особенно средних и малых, разработаны программы, выделяются деньги. Почему вопрос встал так остро?
— Нефть и газ рано или поздно закончатся, источником экономического роста неизбежно станет человеческий капитал. Чиновники это понимают и реагируют. Одна из самых наглядных реакций — действие нацпроекта «Жилье и городская среда». Еще несколько лет назад трудно было представить, что из федерального бюджета будут финансировать локальные городские проекты в сфере общественных пространств, экологии.
Сегодня у немногих российских городов есть свое лицо. Это города-миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Хабаровск, Владивосток. Среди крупных, средних и малых городов свое узнаваемое лицо имеют немногие — в основном те, которые пытаются раскрыть свой туристический потенциал.
— В чем причина?
— У муниципальных властей зачастую отсутствует система преемственности. Новая команда не продолжает дело предшественников, а все начинает с нуля. Теряются многие хорошие инициативы. С ходу могу назвать только один город — Череповец, где налажена преемственность управленческих команд. Они поддерживают высокий уровень управления городом при всех его экологических проблемах, им удается сохранять позитивный городской образ. А вот городам Поволжья и Сибири это не удается, многие из них крайне неблагополучны и однообразны. Именно оттуда люди чаще всего переезжают в Москву, ближнее Подмосковье, другие мегаполисы.
Открыть атомграды
— К атомным городам применимы те же подходы, что и к обычным, или здесь унифицированные схемы не работают?
— Если речь идет о моногородах, то подойдут унифицированные, а вот у ЗАТО — своя специфика, связанная с законодательством и ограничениями. Их преимущества — высокий человеческий потенциал, поскольку в атомградах много высококвалифицированных специалистов, выше уровень доверия друг к другу в городском сообществе, так называемый социальный капитал. Потенциальные риски — этот капитал может быть и патриархальным. Я имею в виду иждивенческие настроения жителей по отношению к градообразующим предприятиям. Это когда население настроено пассивно, поскольку убеждено, что руководители предприятий обязаны решать в городе все проблемы.
— Закрытость идет городам на пользу или во вред?
— Открытые атомграды могли бы стать диверсифицированными, комфортными городами, даже образцами для средних городов всей страны. Я считаю, что напрасно в атомном сообществе перестали обсуждать вопрос их открытия. По оценкам экспертов, в половине ЗАТО без ущерба для безопасности можно было бы оставить за колючей проволокой только небольшой периметр — саму промзону. Это дало бы бурный толчок экономическому развитию территорий. Резко усилились бы межгородские взаимодействия, начал бы более активно формироваться единый рынок труда. Особенно в ЗАТО, находящихся вблизи крупных городов.
Но сложилась система, когда все потенциальные лица, которые могли бы принять решение снять барьеры, не заинтересованы в этом. Население таких городов также опасается снижения бюджетной обеспеченности, ухудшения криминогенной ситуации. Во многих странах после Второй мировой войны появились закрытые города, но сегодня от этого формата все отказались. Есть только конкретные охраняемые территории за колючей проволокой, а сами муниципалитеты не прячутся за стенами.
— Вы тесно работали с двумя атомградами — Глазовом и Новоуральском. Помогали властям разработать стратегии развития. Расскажите, с чем столкнулись.
— В Глазове к нашему приходу стратегия в головах местных элит уже существовала, мы должны были лишь придать ей должную форму. По замыслу Глазов должен стать северной столицей Удмуртии с точки зрения инфраструктурного развития. В этом городе «все друг друга знают», поэтому заказчику были прекрасно известны все потенциальные точки развития и проблемы, которые надо решать. Стратегия легко разбилась на несколько направлений, предстояло только обсудить ее со всеми заинтересованными сторонами, расставить приоритеты реализации, вычленить противников, найти способы и мотивы сделать их соучастниками. Наши клиенты хотели, чтобы реализация проектов стратегии способствовала диверсификации экономической базы города, повышению ее устойчивости и росту качества жизни.
Один из главных проектов, воплощаемых сегодня, — капремонт и переоснащение Глазовской межрайонной больницы. Бюджет проекта — около 2 млрд рублей. Глазовский политехнический колледж станет частью федерального проекта «Профессионалитет». На его базе появится образовательно-производственный центр «Атомная отрасль». Откроется набор по четырем новым профессиям и одной новой специальности, увеличится количество целевых мест, техникум будет оснащен новым оборудованием для организации образовательного процесса. Это одно из решений проблемы оттока молодежи из города и с севера Удмуртии. К 2027 году учреждения среднего профессионального образования начнут принимать в два раза больше студентов, а вузы — в полтора. В городе появится 4 тыс. новых рабочих мест. А к 2030 году средняя зарплата в Глазове должна вырасти в два раза.
— А что было в Новоуральске?
— Был сюрприз — несмотря на все ограничения, связанные с закрытостью города, мы увидели здесь достаточно диверсифицированную экономику. Например, предприятия фармацевтической отрасли. Правда, это диверсификация в ручном режиме. В каждом случае заход в периметр требует процедуры согласования и принятия решения. На этом поле остаются работать только предприниматели с высоким уровнем мотивации и бизнес-интереса. Они находят решения, запускают производства и бизнесы, не связанные технологически с градообразующим предприятием.
Наш фонд помог разработать стратегию долгосрочного социально-экономического развития Новоуральского городского округа на период до 2035 года. Ее цель — создать среду проживания, привлекательную для высококвалифицированной молодежи, населения активного трудового возраста и горожан пенсионного возраста. В стратегию включено 13 программ, начиная с поддержки малых инновационных предприятий и развития кластерных инициатив, заканчивая созданием качественного профессионального образования в Новоуральске и внедрением технологий умного города в местную систему ЖХК.
Аренда вместо собственности
— Власти закрытых городов говорят, что сегодня одна из самых главных проблем — отток молодежи. Это решаемо?
— Привилегии особого статуса атомградов не могут отбить у молодежи стремления познавать мир. Важно, чтобы значительная часть возвращалась назад после учебы, чтобы в атомграды приезжали жить молодые люди из других городов — те, кому интересно поработать именно здесь. В этом контексте применительно к Глазову была сформулирована идея, что город должен создать у себя набор маркеров столичности. Чтобы было не хуже, чем в Москве, не только по параметрам обеспеченности, но и по самому образу жизни — динамике, событийности. Ведь не все хотят жить в Москве, многих пугает темп столичной жизни, там сложнее сделать карьеру. Эти люди могут стать жителями атомградов, если их заинтересовать.
Еще один очень важный момент — нужно запустить госпрограмму по обеспечению арендным жильем по ценам ниже рынка. Это актуально для всех городов, для атомных же особенно остро. Это обеспечит прирост численности населения. Нынешнее молодое поколение ценит мобильность, любит менять места работы, переезжать с места на место. Молодые люди не готовы сразу становиться собственниками жилья в городах, к которым только-только присматриваются. У нас доля жилья в собственности — одна из самых высоких в мире, больше только в некоторых странах Восточной Европы, а вот рынок наемного жилья совсем не развит. Почти никто не строит такие дома.
— Строить должно государство?
— Нужно создавать новый институт, и да, для этого необходим толчок от государства — вброс денег, чтобы капитализировать организации, которые потом смогут работать по принципам самоокупаемости. Государство может дать деньги на строительство домов либо гарантии по кредитам, частично компенсировать процентную ставку. В ответ собственник дома обеспечит более низкую ставку аренды. Наймодателями могут быть разные структуры: специально созданные государственные или муниципальные организации, некоммерческие организации и даже коммерческие организации, готовые участвовать в таких моделях. Есть инициатива по строительству наемного жилья на Дальнем Востоке, в последнем послании президент говорил о необходимости строительства наемного жилья для работников оборонно-промышленного комплекса.
Проблемы вертикали
— Развитие городов больше зависит от муниципальных чиновников или от областных?
— Основными ресурсами обладают областные, местные бюджеты на две трети зависят от перечислений регионов. Вопрос: правильно ли это? Сверху многие возможности перспектив местного развития не видны, особенно в части использования человеческого ресурса, который есть на этой территории. Задача региона — обеспечить каждый населенный пункт своего подчинения примерно одинаково. А это бьет по рукам инициативных и творческих лидеров местного самоуправления, которые понимают, что дополнительно мобилизованный ими ресурс изымут и перераспределят между отстающими.
Эта система отрицательных стимулов, созданная лет 20 назад, много плохого принесла в нашу жизнь. В 90-е муниципальные сообщества во многом вытянули страну из кризиса. И сейчас пришло время уходить от ситуации, когда законодательство забирает полномочия и ресурсы у муниципалитетов. Государственная политика в этом вопросе должна быть стабильна и прогнозируема. Деятельность многих мэров часто парализуется страхом того, что любая инициатива чревата наказанием. Слишком часто появляются представители органов госнадзора во главе с прокуратурой, проверяющие законность использования средств на те или иные цели.
— А вообще будущее за городами с какой численностью?
— Будущее за созвездиями городов, городскими агломерациями, живущими единой системой. Когда у людей есть доступ ко всем рабочим местам агломерации, всем социально-культурным объектам независимо от места проживания — в центре, небольшом городе или сельской местности. То есть они могут приехать в центральный парк, музей, театр центра агломерации за полтора часа в один конец, а поездка на работу должна длиться не больше часа в один конец. Обязательна полная транспортная доступность. Также жителям должен быть доступен любой формат проживания: квартира в многоэтажке, дом на земле и т. п. При желании человек должен иметь возможность сочетать одно и другое, а также иметь возможность легко переезжать в пределах своей агломерации на разных этапах своей жизни, не меняя место работы, если такой цели нет.
— Качество жизни у городского и сельского населения должно быть одинаковым. Из чего вообще состоит понятие «качество жизни»?
— Это предполагает сама концепция агломераций: принципиальной разницы в качестве жизни быть не должно. А понятие складывается из многого: зарплаты, уровня образования населения, возможности дополнительного образования, профессиональной переподготовки, обеспеченности инфраструктурой, близости к паркам, больницам, школам, коворкингам. А вот метраж жилья точно не в верху этого списка. Количество метров мало о чем говорит: в депрессивных районах с миграционным оттоком часто квадратных метров больше, чем в той же Москве, но уровень жизни на порядок ниже.
Справка
Фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) с 1995 года исследует социально-экономические процессы в российских регионах и городах. С тех пор более 300 городов получили экспертную поддержку. Многие разработки ИЭГ направлены на повышение эффективности муниципального управления. Институт методически обеспечивал разработку законов об ипотечном жилищном кредитовании, государственных жилищных сертификатах, защите жилищных прав граждан, в том числе прав дольщиков, управлении многоквартирными домами и капремонтом. Всего его эксперты участвовали в разработке более 100 российских законодательных и иных нормативных правовых актов.
Главные партнеры фонда — органы государственной власти и местного самоуправления, предприниматели, НКО и образовательные учреждения.