Человек-импульс: атомщик рассказал об увлечении ретроавтомобилями

Ретроавтомобили и велоспорт, гитара и вокал, сапборд и сноуборд. И это еще не все увлечения Ильи Мельникова, электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений Балаковской АЭС. На атомной станции Илья работает почти 14 лет и уверен, что разнообразные хобби дают ему мощный заряд энергии, необходимый и для полноценной жизни, и для эффективной работы. Своим энтузиазмом он заряжает и коллег, для которых организует соревнования, походы и мастер-классы.

Вышел на «Волгу»

Ретроавтомобилями Илья Мельников увлекся пять лет назад. Увидел старую «Волгу» (ГАЗ‑21) 1964 года выпуска и не смог пройти мимо. На ее кузове не было живого места, но внутри сохранились все родные детали. Илья решил восстановить машину. «В детстве отец приучил меня работать руками, — рассказывает он. — Я любил уроки труда в школе, особенно нравилось работать с деревом и железом. Когда отец купил советский мопед, я перебирал его раз десять. С покупкой ретроавтомобиля вновь применил эти навыки. Постепенно приобрел необходимые инструменты. Много времени ушло на поиск нужных запчастей, их давно не производят. Что не мог найти, делал своими руками. Подружился с болгаркой, освоил сварку для вырезания сгнивших частей кузова и приваривания на их место заплаток».

Шпаклевание и покраска дались нелегко, мастер опасался испортить родные элементы кузова. Искал информацию в интернете, помогали советами опытные мастера. Однажды сосед по гаражу принес практически новые оригинальные брызговики с оленями, выброшенные кем-то на гаражную свалку. Встали на «Волгу» как родные.

Сегодня машина восстановлена на 99 %, остались последние штрихи. «Ретроавтомобили для меня живые существа, со своим характером и привычками, — рассказывает Илья. — Люблю звук мотора моей «Волги», я его узнаю из тысячи. И цвет для нее я выбрал тот же, что был у моей первой машины ВАЗ‑2106, — «Пицунда», зелено-синий. Работает «Волга» на бензине АИ‑80. Его запах переносит меня в детство: вспоминаю гараж отца, советский мопед, работавший на том же бензине. У «Волги» практически нет электроники, даже стеклоомывайка механическая и накачивается ногой».

Пару лет назад Илья купил второй ретроавтомобиль — ВАЗ‑2102. Зеленые «Жигули» достались ему в относительно хорошем состоянии. Илья сделал капитальный ремонт мотора, перебрал подвеску и приводы, покрасил колесные диски, купил оригинальные покрышки. Теперь эта машина незаменима для летних вылазок на природу, где нужны и высокий клиренс, и вместительность для погрузки походного снаряжения.

Каждое лето Илья организует с друзьями поездки за город с палатками. В окрестностях Балакова много мест с живописными пейзажами у реки. Ребята плавают на сапбордах, а вечером растапливают складную мобильную баню, которую Илья привозит на своем вездеходном зеленом ретрокаре.

В таком виде Илья приобрел старую «Волгу»

Недавно в гараже Ильи появился видавший виды японский ретроскутер Yamaha Vino. Работы по его восстановлению пока в процессе. Своей очереди ждет и советский мини-мопед «Рига».

«Скутер и мопед для меня — символы свободы передвижения, — говорит Илья. — Взял термос с горячим чаем, гитару, заправил полный бак, надел шлем и едешь туда, куда не проедет автомобиль».

По России на колесах

Путешествия по стране — вторая страсть Ильи. Так, на длинные февральские выходные он вместе с друзьями ездил на Домбай. «Горы там потрясающей красоты, — восхищен Илья. — Мы взяли с собой сноуборды, использовали возможность повысить уровень катания, но нескольких дней, конечно, мало, мечтаю вернуться сюда еще раз».

В 2017 году Илья Мельников основал велоклуб Балаковской АЭС. Это не только велопробеги и совместные вылазки с коллегами на двухколесном транспорте. Ежегодно он устраивает для любителей велоспорта кубки по кросс-кантри, велобиатлону, велодартсу, фигурному вождению на велосипеде и даже субботники на колесах. Кроме того, ребята из велоклуба проводят для своих товарищей бесплатное техобслуживание их «коней». Неудивительно, что число велосипедистов среди балаковских атомщиков растет.

«Велоспортом я увлекся после армии, в 2009 году, тогда проехал свой первый веломарафон с дистанцией 200 км, — вспоминает Илья Мельников. — Потом преодолел все дистанции: 300, 400 и 600 км, получив звание суперрандоннера. Как-то планировали с товарищем многодневный велопоход из Казани в Балаково, но, узнав, что открыли движение по Крымскому мосту, свои планы резко поменяли. Поехали посмотреть на это грандиозное сооружение. Добрались на поезде до Новороссийска, а далее шли исключительно на педально-ножной тяге. Ночевали в палатках, готовили на походных горелках. Было тяжело и жарко, но оно того стоило. Наше велопутешествие я заснял на пленочный фотоаппарат — еще одно мое увлечение. У меня есть небольшая коллекция старых фотоаппаратов, каждый из них по-своему передает впечатления от поездок».

Четвертый год подряд Илья участвует в велопробеге ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Спортсмены с разных АЭС ежегодно преодолевают путь от Обнинска до Десногорска по местам значимых боевых сражений. Общий маршрут патриотического заезда составляет порядка 400 км. В этом году температура воздуха ночами опускалась до минус трех градусов, но все участники велопробега стойко выдержали полевые условия, проехав по всему маршруту.

И немного музыки

А еще у Ильи всегда под рукой гитара или укулеле. Выступления на большой сцене или лирические песни у костра — у него богатый репертуар на все случаи жизни. Началось увлечение музыкой еще в школе. Как-то Илья подбирал аккорды на отцовской акустической гитаре, а тот, увидев прогресс, подарил сыну электрогитару с процессором эффектов. И дело пошло. Илья играл в балаковских рок-группах, несколько лет подряд принимал участие в конкурсе среди работников Балаковской АЭС «Грани таланта», вместе с командой удостоен Гран-при.

В последние годы пришло желание проявить себя в сольном исполнении под гитару и укулеле. Сегодня Илья — завсегдатай «Открытого микрофона», где любой желающий может сольно или с группой выступить на камерной сцене. А друзья и коллеги по цеху всегда приходят поддержать Илью на концерты с его участием.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: