Нужный элемент: перспективы развития литиевых проектов в России

На конференции «Редкоземельные металлы» одной из центральных тем была ситуация на рынке лития и перспективы литиевых проектов в России. В ближайшие годы в нашей стране должны запустить производство литиевых аккумуляторов и приступить к добыче стратегического металла на Колмозерском и других месторождениях.

Спрос все выше

Гендиректор компании «Полярный литий», совместного предприятия «Норникеля» и «Росатома», Игорь Демидов напомнил о тенденциях на мировом рынке. Главная — ​взлет спроса на литий со стороны производителей аккумуляторов, прежде всего транспортных. Если в 2006 году на долю аккумуляторов приходилось 22 % потребления, то в 2018-м — ​56 %, в 2020‑м — ​71 %, в 2022‑м — ​74 %. Цена на литий в 2022 году выросла более чем вчетверо, объем рынка — ​с 9,3 млрд долларов в 2021 году до 47 млрд в 2022‑м.

В целом к 2030 году в мире прогнозируется 10-кратное увеличение потребления лития по сравнению с 2020 годом: с 200–300 тыс. т до 3 млн. Частью этого быстрорастущего рынка планирует стать Россия.

Электромобили и аккумуляторы

К 2030 году в России собираются ежегодно производить до 220 тыс. электромобилей разного типа. Например, КамАЗ анонсировал выпуск с 2024 года серийных малогабаритных легковушек «Кама‑1» и кроссоверов «Кама‑2». Малым электротранспортом (к нему относят электросамокаты, скутеры и проч.) намерен заняться концерн «Калашников», внедорожниками — ​«Алмаз-Антей».

В планах входящей в «Росатом» компании РЭНЕРА — ​производство литиевых аккумуляторов, прежде всего автомобильных. В Калининградской области строится гигафабрика, которая должна заработать в 2024 году и в 2025‑м выйти на полную мощность — ​4 ГВт·ч в год. В пересчете на автоаккумуляторы это 50 тыс. штук. Но только для московского электротранспорта необходимо 20 ГВт·ч в год. В РЭНЕРА, оценивая потенциальный спрос, рассматривают возможность построить еще три гигафабрики.

Добыча в России

21 февраля «Полярный литий» получил лицензию на геологоразведку и добычу на Колмозерском месторождении в Мурманской области. В марте начались геологоразведочные работы и предпроектные изыскания. Игорь Демидов сообщил, что в 2026–2027 годы должна заработать опытно-промышленная установка, а к 2030 году — ​начаться промышленная эксплуатация ГОКа. Годовая проектная мощность предприятия — ​45–50 тыс. т продукции в пересчете на карбонат лития (соединение для унифицированного учета). Компания планирует производить не только карбонат. Следующий передел — ​гидроксид лития, компонент аккумуляторов.

В качестве источника средств для развития рассматривается несколько вариантов, в том числе инвестиции китайских компаний.

Будущий ГОК на Колмозерском — ​самый масштабный, но не единственный литиевый проект в России. По соседству расположено Полмостундровское месторождение, для его отработки образована компания «Арктический литий». Учредители — ​ТД «Халмек» и Химико-металлургический завод, российские производители гидроксида лития. Карбонат лития они раньше импортировали, сейчас вкладываются в собственную сырьевую базу. По информации Минпромторга, опытно-промышленную добычу «Арктический литий» собирается начать уже в этом году, а к 2026‑му — ​производить порядка 20 тыс. т продукции в год в пересчете на карбонат лития.

Попытки извлекать литий из попутных нефтяных вод на Ковыктинском месторождении не оставляет «Газпром». Правда, определенности с итоговыми параметрами проекта пока нет. Над извлечением лития на опытной установке в Татарстане работает и «Татнефть».

Игорь Демидов уверен, что 60–70 тыс. т литиевых соединений, которые сможет производить Россия к 2030 году, при мировой потребности 3 млн т будут востребованы и внутренним, и внешним рынками. Хотя в последнее время с экспортом гидроксида лития у российских предприятий проблемы. Как сообщила гендиректор «Смарт Консалт Груп» Анна Валуева, в 2022 году он упал на 71 %.

Катодные материалы

Итак, в России планируют добывать руду и производить карбонаты и гидроксиды лития, выпускать аккумуляторы и электромобили. Но для выстраивания полной производственной цепочки от руды до автомобиля не хватает катодных материалов. Пока непонятно, кто их будет делать и какие именно. Не так давно самой распространенной была комбинация лития, никеля, кобальта и марганца (LiNMC). В последнее время Китай развивает сочетание лития, железа и фосфатов (LFP). Главное достоинство LFP — ​дешевизна. Главный недостаток — ​меньший запас энергии.

«Норникель» производит никель и кобальт, поэтому компания согласилась участвовать в разработке катодных материалов в России. Если мы этот вопрос решим, будет шикарная история», — ​подытожил Игорь Демидов. Впрочем, он не исключил и развитие альтернативной технологии. Исследования в этом направлении ведутся.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: