Тайны трех океанов: о ледостойкой платформе «Северный полюс» снимут кино
В сентябре прошлого года самодвижущаяся платформа «Северный полюс» вышла в первый рейс. Режиссер-документалист Юрий Сальников считает, что это колоссальное для мировой науки событие нужно задокументировать. И планирует снять фильм о новом исследовательском судне, используя кадры из ленты 1930‑х, посвященной историческому походу Шмидта по Севморпути. Рабочее название фильма — «Три океана».
Арктика как космос
— Как возник замысел картины?
— К этой идее меня подтолкнула новость о постройке платформы. Судно не имеет аналогов, уникальное достижение российской инженерной мысли. Оно обеспечит поток разносторонних исследований дна океана, водной и ледовой поверхностей и арктической атмосферы, влияющей на климат планеты. Это крупнейший вклад нашей страны в историю мировой арктической науки. По значению «Северный полюс» можно сравнить с Международной космической станцией. Я знаю, о чем говорю: как режиссер-документалист я много занимался и космической тематикой.
Но в связи с текущими событиями большинство российских и мировых СМИ не уделили новости должного внимания. Это вызывает у меня большое сожаление, я считаю необходимым это исправить и снять документальный фильм о работе замечательного научного судна.
— Уже представляете контуры будущего фильма?
— Обычная производственная картина вряд ли сегодня будет воспринята с интересом, особенно молодыми людьми, которые живут в мире интернета и социальных сетей. У меня родилась идея использовать кадры документальной ленты «Два океана». Ее в 1933 году снял режиссер и путешественник Владимир Шнейдеров, которого все помнят по художественному фильму о пограничниках и служебной собаке «Джульбарс». У Шнейдерова немало научно-популярных картин. «Два океана» — о походе «Александра Сибирякова», который за 65 суток, в одну навигацию, преодолел Севморпуть. Названо судно было в честь золотопромышленника Александра Сибирякова. Он вкладывал огромные средства в исследование Арктики — хороший пример для представителей российского капитала, которые могли бы помочь своей стране в освоении арктических богатств.
Черные паруса
— «Александр Сибиряков» — немой фильм. Наверное, это придает сценам большую выразительность. Что вам запомнилось особенно?
— История с черными парусами. Израненному кораблю со срезанными лопастями и винтами до мыса Дежнева оставалось всего 60 миль, 96 км, но судно уперлось в лед, и его потащило назад. Штурман предложил капитану Воронину сделать паруса из палубного брезента, почерневшего от угольной пыли. Сделали. Капитан дал команду поднять паруса. Попутный ветер и течение помогли войти в Берингов пролив. Северный морской путь был пройден.
Тральщик «Уссуриец» отбуксировал «Сибирякова» во Владивосток, затем тот пошел в Японию — на ремонт, а руководитель экспедиции Шмидт выступил в Токио. Встретили «ледового комиссара» с триумфом. Его доклад опубликовали на японском языке. В России есть один экземпляр этой брошюры.
— Вы много изучали жизненный путь Отто Шмидта. Каким он был?
— Человек с уникальным образованием. Знал семь иностранных языков и обладал логической и математической памятью. Он был специалистом по прикладной математике и первым геофизиком нашей страны. В освоении Северного морского пути сыграл большую роль не только как исследователь, но и как менеджер. За три дня до посвященного развитию СМП заседания правительства и Политбюро зампред Высшего совета народного хозяйства Куйбышев и Шмидт составили письма — задания наркоматам, как осваивать СМП. На совещании Сталин попросил Шмидта показать на карте Диксон и Тикси. Тот показал. Сталин отреагировал так: «Мы Наркомвод ругаем за то, что он нефть из Баку по Волге не может перевезти как надо, а вы хотите, чтобы он строил порт в Тикси… Арктика — вещь сложная. Надо создавать организацию, которая бы отвечала за все. А мы с нее спросим, и строго! Бумаги переделайте, а мы напишем постановление: создать при ВСНХ управление Северного морского пути, содержать его в исправном состоянии». 17 декабря 2022 года исполнилось 90 лет со дня основания Главсевморпути.
Экипаж и члены экспедиции «Сибирякова» были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Шмидта назначили руководителем управления СМП. Он же стоял у истоков Института Севера, предшественника Института Арктики и Антарктики.
Наши соседи, норвежцы, тоже отправились в экспедицию, но застряли во льдах. Вернулись домой — узнали, что Советский Союз объявил все полярные острова своей территорией.
Именно благодаря Шмидту и другим исследователям в годы первой пятилетки появились отечественные самолеты, бурно развивалось судостроение и наука об Арктике. Открывались крупные месторождения, строились полярные станции. Писатели, журналисты и киношники повернулись к Арктике. О «Сибирякове» широкой публике известно меньше, чем о «Челюскине», однако для Шмидта этот поход был важнейшей ступенью. Вернувшись из своей первой полярной экспедиции, Отто Юльевич признался сыновьям: «Я заболел Арктикой!»
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина — 83,1 м
Ширина — 22,5 м
Водоизмещение — около 10 390 т
Мощность головного двигателя — 4200 кВт
Скорость — не менее 10 узлов
Прочность корпуса — Arc 8
Автономность по запасам топлива — около двух лет
Срок службы — не менее 25 лет
Параллельный монтаж
— Вы тоже в свое время заболели Арктикой. Расскажите о вашем опыте съемок там.
— Я увлекся Арктикой параллельно с другим моим увлечением — космонавтикой, снимая фильм о Гагарине, Титове, первых космонавтах. Для нас, режиссеров поколения 1960‑х, обе темы наполнены романтикой приключений. Многие события в освоении Арктики и космоса происходили почти синхронно. В октябре 1957 года на орбиту выведен первый спутник, а в декабре — спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин». В 1959 году он прошел по Северному морскому пути.
В 1973–1974 годы со сценаристом Юрием Визбором я снял документальный фильм «Челюскинская эпопея» об экспедиции ледокольного парохода «Челюскин» во главе со Шмидтом. В 1984‑м написал книгу о полярном летчике Сигизмунде Леваневском, также я посвятил ему два документальных фильма.
В новом проекте мы хотим с помощью современных технологий создать фильм под рабочим названием «Три океана» — я имею в виду не только Тихий и Северный Ледовитый океаны, но и Атлантический, через который также пролегал путь «Сибирякова». Будут интервью с учеными и полярниками, кадры с борта новой платформы и, как я уже говорил, из киноленты Шнейдерова «Два океана». В параллельном монтаже мы покажем, как десятки лет назад страна стремительно перешла к индустриализации, а в наши дни — к научно-практическому освоению Севера.
Сам я человек уже немолодой и один осуществить такой проект не смогу. Мне помогут молодые режиссеры-документалисты, историк Арктики Никита Кузнецов и арктический оператор Роман Чудинов. Кузнецов — автор недавно изданной книги «Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы», Чудинов многие годы снимал в полярных широтах для кино и телевидения.
Я надеюсь, наш проект положит начало циклу документальных фильмов об освоении и возрастающем значении Северного морского пути для экономики России, сделанных силами молодых кинематографистов, журналистов и ветеранов Арктики. В свое время страна знала имена Шмидта, строителя Норильска Авраамия Завенягина, исследователя Арктики Николая Урванцева, создателя полярной авиации Марка Шевелева, летчиков Георгия Байдукова, Валерия Чкалова, Михаила Громова, которые проложили воздушные трассы на Американский континент, авиаконструкторов Андрея Туполева и Олега Антонова — их самолеты сыграли огромную роль в освоении Арктики и Антарктики. «Настоящего человека тянет туда, где трудно» — эти слова Шмидта актуальны и сегодня.
ДРЕЙФУЮЩАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
«Северный полюс — 1», первая в мире станция на дрейфующей льдине, была организована в СССР в 1937 году. В 2013 году из-за уменьшения толщины и прочности льда свернули работу последней — «Северного полюса — 40».
Для восстановления регулярных исследований в Центральной Арктике построили самодвижущуюся платформу. В первый рейс «СП» с 14 членами экипажа и 34 научными сотрудниками на борту вышла 1 сентября 2022 года, и в начале октября заработала 41‑я дрейфующая полярная станция.
Вокруг судна разбит лагерь. Часть исследований проводится на борту, в 15 лабораториях, часть — на льду, в удалении от платформы, чтобы большой техногенный объект не влиял на чистоту измерений. Экспедиция выполняет комплексные геологические, акустические, геофизические, океанографические, метеорологические и другие исследования, в том числе для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути.
В акватории Северного Ледовитого океана платформа может дрейфовать до двух лет и передвигаться без сопровождения ледокола. Корпус выдерживает сжатие многолетними льдами, что подтверждено модельными экспериментами в ледовом бассейне Арктического и Антарктического НИИ. На платформе есть площадка для вертолетов с несущими винтами диаметром около 21 м, таких как Ми‑8 и Ми‑38.