РАСУ рассчитывает стать всероссийским вендором электротехники
Мы продолжаем серию материалов о трансформации в РАСУ. Шесть продуктовых направлений стали отдельными бизнесами. Александр Афанасьев, управляющий директор направления «Электротехника», рассказывает, как они намерены завоевать внешний рынок, какие виды оборудования импортозаместят и какой спрос на красивые электроподстанции.
— Первый вопрос — от «чайника»: какая электротехника нужна в атомной энергетике? Я вспомнила только трансформатор.
— Трансформатор — важный, но далеко не единственный вид электротехники для объектов атомной энергетики. В широком смысле это все электротехническое оборудование, которое участвует в генерации, передаче, распределении и потреблении электроэнергии от источника до потребителя. На АЭС — генераторы, генераторные выключатели, распределительные устройства низкого, среднего и высокого напряжения, трансформаторы, выпрямительная и инверторная техника, щиты постоянного тока, гермопроходки, электроприводы, кабельные и воздушные линии электропередачи, распределительные станции, двигатели и т. д. вплоть до лампочек накаливания.
РАСУ, интегратор направления «Электротехника», отвечает за поставку всей линейки силового электротехнического оборудования атомных станций. Если начинается строительство АЭС, мы обеспечиваем полный комплект. Оборудование, которое изготавливают отраслевые предприятия, конечно, в приоритете. Остальное приобретаем на внешнем рынке и внедряем в техническое решение.
— Какое оборудование «Росатом» делает сам?
— Распределительные устройства среднего и низкого напряжения, их выпускают два предприятия ЯОКа. Сейчас задача расширить линейку электротехнической продукции собственного производства. Уже в этом году мы должны аттестовать инновационное распределительное устройство среднего напряжения, которое отвечает всем требованиям атомной отрасли, обеспечивает импортонезависимость. Со следующего года начнется производство.
— Что меняется для вашего направления с трансформацией РАСУ?
— В перспективе мы должны не только обеспечивать качество, стабильность и надежность поставок электротехники на объекты атомной отрасли — предстоит укрепиться на внешних рынках, в России и за рубежом. Наши потенциальные клиенты — компании, которые занимаются генерацией и распределением электроэнергии, а также потребители электроэнергии: нефтегазовая отрасль и другие виды промышленности.
— Внешнему рынку вы тоже предоставите комплексные решения?
— Уже предоставляем. Один из примеров — линейка мобильных модульных подстанций и генерирующих станций. Это здания контейнерного типа, куда встраивается оборудование в зависимости от потребностей заказчика: электротехническое, генерирующее, распределительное, системы автоматизации, связи и т. д. Они комплектуются на «Русатом-Электротехмаше», предприятии из контура управления РАСУ, а потом доставляются на объект заказчика.
Благодаря высокой заводской готовности объем монтажных и пусконаладочных работ существенно сокращен. Это особенно актуально для объектов, требующих быстрого ввода в эксплуатацию, объектов газо- и нефтедобычи и переработки, а также объектов в удаленных и труднодоступных районах. Ряд поставок был в прошлом году, есть гарантированный портфель заказов на этот и следующий год.
— Я смотрела ваш каталог, мне понравилось, что вы думаете и о дизайне. Хотела бы я такую трансформаторную подстанцию у себя в районе. На красоту есть спрос?
— Нашим заказчикам нужны решения преимущественно для строительства и модернизации энергосистем промышленных объектов. Там не до красоты, главное — надежность, функциональность и скорость развертывания. Модульными подстанциями интересуются в регионах, но в большинстве случаев для организации электроснабжения в отдаленных районах или на промышленных и инфраструктурных объектах. Например, сейчас у «Русатома-Электротехмаша» проект модульной подстанции «Гавань» во Владивостокском морском торговом порту.
Конечно, вероятность увидеть наши решения в городском массиве есть, мы действительно можем органично вписать их в ландшафт — и двухуровневые подстанции, и подстанции разных компоновок. Мы учитываем потребности заказчика полностью — и форму, и содержание.
— Какие еще у вас преимущества?
— Практически все поставщики электротехники в той или иной степени зависели от импортных комплектующих, и мы не исключение. Теперь многие иностранные вендоры, предлагавшие как отдельные продукты, так и комплексные решения, ушли с российского рынка. Некоторые компании в том или ином виде остались, но сроки их поставок не выдерживают никакой критики. В таком отраслевом ландшафте мы делаем ставку на два направления: максимально возможную локализацию в России производства всего электротехнического оборудования и предоставление комплексных решений.
У поставок из-за границы сейчас крайне расплывчатый горизонт сроков, существенно выросла стоимость. Довольно скоро компании, которые зависят от импорта, начнут нам проигрывать.
Мы с внутриотраслевыми поставщиками прорабатываем расширение линейки продукции и услуг. Предстоит наладить производство, например, генераторных выключателей, герметичных кабельных проходок, инверторной техники. Этой продукции нужного качества сейчас на российском рынке нет. В кооперации с отраслевыми и внеотраслевыми предприятиями мы по новым техническим решениям уже начали ряд НИОКР, которые позволят в кратчайшие сроки выйти на коммерциализацию.
— За пределами России на какие регионы ориентирована ваша стратегия?
— Африка, например. У нас есть контейнерные мини-ГЭС. Это тоже комплексное модульное решение: турбина, генератор и комплект вспомогательного оборудования в контейнере. Объем строительных и монтажных работ и их длительность минимальны, процесс размещения не требует перекрытия рек и возведения плотин.
Также есть ряд перспективных проектов в странах Азии.
— Правительство поддерживает производителей и вендоров электротехники, которые занимаются импортозамещением?
— Сейчас, конечно, больше льгот и госпрограмм для электронной компонентной базы, для полупроводниковой техники. Но и для электротехники есть несколько, в рамках которых мы рассчитываем на поддержку. Например, разработка отечественного генераторного выключателя, требующая колоссальной отраслевой экспертизы, — проект очень важный, но очень дорогостоящий. Мы, конечно, пробуем получить государственное софинансирование.
— Как обстоят дела с кадрами по вашему направлению?
— У нас планируется существенное пополнение в команде — и техническими специалистами, и сотрудниками, отвечающими за поддержку и развитие бизнеса. Рассматриваем специалистов с опытом и выпускников вузов — выстроена работа с МИФИ, МФТИ, МЭИ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Сильные школы по нашему направлению есть в регионах. При необходимости будущим сотрудникам мы помогаем с переездом.
— Каких высот в электротехнике вы хотите достичь к 2030 году?
— Мы станем крупным вендором и будем отвечать за весь жизненный цикл продуктов электротехнического направления — от разработки до вывода из эксплуатации.