На пяти АЭС ввели в эксплуатацию систему поддержки эксплуатации

На Балаковской, Белоярской, Кольской, Ростовской и Смоленской станциях введена в опытно-промышленную эксплуатацию Информационная система поддержки эксплуатации АЭС. Следующим шагом станет ее тиражирование на Калининскую, Курскую, Ленинградскую, Нововоронежскую АЭС и на ПАТЭС. В преимуществах разбираемся вместе со специалистами «Росэнергоатома».

В масштабах концерна

Это ключевой и самый масштабный проект в программе цифровизации электро­энергетического дивизиона. Информационная система поддержки эксплуатации АЭС (ИС ПЭ АЭС) представляет собой платформу, объединяющую несколько процессов: оперативной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, инженерной поддержки, управления ресурсами и документацией. По сути, она интегрирована практически со всеми централизованными и локальными инфосистемами концерна.

Как работает система

Все события, произошедшие за смену оперативного персонала, фиксируются в электронном журнале. Доступ к нему можно получить с любого рабочего места, включая информационные киоски. Это автоматизированные рабочие места в пылевлагозащищенном и антивандальном исполнении, со встроенным принтером и другими необходимыми элементами. Опыт использования таких терминалов уже есть на Калининской и Кольской АЭС, и они, по словам специалистов, хорошо себя зарекомендовали.

Прием и сдача смены также ведутся в системе и отражаются в электронном журнале. Это позволяет сократить время протекания процесса и снижает вероятность возникновения ошибки. Непосредственно в ИС ПЭ ведутся бланки переключений, формируются графики и маршруты обходов для оперативного персонала, который вместо привычных журналов получает в руки мобильные планшеты.

С таким планшетом можно подойти к оборудованию, считать определенную метку (графический код или RFID) и на экране увидеть параметры, которые необходимо проверить. Введенные данные сохранятся на планшете, у работника есть возможность сделать фотографии и записать текст. Эта информация поступает в ИС ПЭ как результат проведенного обхода, по ней можно будет записать дефект.

В системе можно сформировать план технического обслуживания того или иного оборудования на основе технологических карт с правилами проведения ремонта, его условиями и сроками. В этом случае ИС ПЭ напомнит о приближении срока ремонта по плану или проинформирует об изменении параметров.

Осуществляется в системе и процесс организации работ по нарядам и распоряжениям. После того как наряд оформлен, согласован и выдан, он автоматически регистрируется в ИС ПЭ. Внесение корректировок, оформление допуска и перерыва в работе можно выполнить и в информационном киоске. Например, сотрудник пришел на место выполнения работ, а допускающий говорит, что в наряд необходимо внести корректировки. Сотруднику уже не нужно возвращаться обратно: он подходит к информационному киоску, вносит правки, отправляет наряд на электронное согласование, руководители визируют его с помощью простой электронной подписи, работник в информационном киоске распечатывает его и получает допуск.

С помощью считывателя графических кодов, нанесенных лазерной гравировкой, в ИС ПЭ заносится количество инструментов, которое было выдано для проведения ремонтных работ.

Кто является пользователем

Постепенно на работу в системе будет переведен практически весь эксплуатационный персонал. Среди ремонтников пользователями станут специалисты от уровня мастеров и выше. В ИС ПЭ будут работать и подрядные организации, в том числе специалисты «Атомэнергоремонта».

На начальном этапе

В ноябре прошлого года завершены приемо-сдаточные испытания ИС ПЭ станций.

«Мы старались задействовать в испытаниях как можно больше экспертов и ключевых пользователей будущей системы от АЭС, «Атомэнергоремонта», ВНИИАЭС, «Консист-ОС» и центрального аппарата, включая руководство концерна, — рассказывает руководитель проектного офиса по внедрению цифровых решений при эксплуатации АЭС Виктор Царану. — Специалисты проверили работоспособность системы и убедились, что она соответствует всем функциональным требованиям. В том числе мы протестировали согласование документов при помощи электронной цифровой подписи, использование планшетов при проведении обходов, работу информационных киосков».

Для работы в системе прошли обучение более 500 специалистов, они помогут освоить ИС ПЭ всем другим пользователям.

Перспективы открываются

ИС ПЭ является важной частью «Шаблона эксплуатации АЭС» — интегрированного комплекса цифровых платформ, инструментов и накопленных фундаментальных знаний отрасли, обеспечивающих оптимальное функционирование процессов на АЭС начиная с проектирования объекта до его вывода из эксплуатации. По словам заместителя генерального директора — директора по экономике и финансам «Росэнергоатома» Сергея Мигалина, после внедрения проекта на всех российских станциях его планируют предложить в качестве нового продукта для зарубежных АЭС, возводимых «Росатомом» по схеме ВОО (Build — Own — Operate, «строю — владею — эксплуатирую»), а также для других сложных промышленных объектов.

Владимир Князькин
Заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению, Балаковская АЭС

— Основная цель проекта ИС ПЭ АЭС — унификация цифровых решений. Необходимо сделать их едиными для всех атомных станций. В этом и заключалась трудность, необходимо было проработать и реализовать такие подходы, которые учитывают проектную специфику разных станций. Для этого порой приходилось изменять устоявшиеся на атомных станциях бизнес-процессы. Сейчас мы создаем не просто ИТ‑продукт, а целый стандарт, шаблон эксплуатации.

Никита Ложкин
Заместитель начальника ОИТПЭ, Белоярская АЭС

— Этап перехода к ИС ПЭ, конечно, был сопряжен с увеличением объема работ и дополнительной нагрузкой на персонал. Но сотрудники понимают, что за системами подобного рода будущее, они уже видят преимущества ИС ПЭ на примерах работающих элементов и воспринимают ее более позитивно.

Адаптироваться к системе конечным пользователям будет несложно: она интуитивно понятна, есть доступные обучающие материалы, а когда начнете «тыкать кнопки», освоитесь быстро. Создана хорошая система поддержки — можно обращаться за консультациями в систему сопровождения в Москве, к ключевым пользователям, к администраторам проекта.

Многие предприятия уже и не помнят, что такое жить без цифры. Нам тоже без этого никуда, и не надо думать, что я тут отсижусь, а оно само внедрится. Точно так же, как мы за пару десятилетий разучились жить без телефона в кармане, ИС ПЭ быстро станет жизненной необходимостью.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: