О взрыве в Волгодонске и семье из 560 человек: рассказывает лучший начальник цеха атомной станции
Андрей Порубаев мечтал пилотировать гражданские самолеты, но стал атомщиком. Прошел путь от дежурного электрослесаря Балаковской АЭС до начальника цеха централизованного ремонта Ростовской АЭС. А в 2022 году стал победителем первого в истории концерна конкурса «Лучший начальник цеха атомной станции».
С неба на землю
Родина Андрея — Волжская Венеция. Так называют Балаково — крупнейший промышленно-энергетический центр Поволжья, город энергетиков, химиков, строителей, металлургов. Будущий атомщик родился в семье медика и инженера по охране труда, но с детства грезил о небе. С четвертого класса буквально жил в авиамодельном кружке, а после десятого отправился поступать в Краснокутское летное училище гражданской авиации. Экзамены сдал, а вот медкомиссию не прошел, зрение подвело. Поступил в Рижский краснознаменный институт инженеров гражданской авиации, один из крупнейших в СССР.
Институт готовил в том числе и бортинженеров, а в родном Балакове был аэропорт, где такие специалисты были на вес золота. Но и этим планам не суждено было сбыться. Некогда большая страна входила в крутое перестроечное пике, к моменту выпуска из института балаковский аэропорт находился в кризисном состоянии, а затем и вовсе закрылся. Домой все равно вернулся — там жила мама. Из Риги привез на родину будущую жену и начал искать работу.
Честный малый
Случай привел на Балаковскую АЭС, где появилась вакансия дежурного электрослесаря. «Трудоустраиваться приехал на своей перекрашенной вручную белой «Яве» и с рюкзаком за плечами, — вспоминает Андрей Порубаев. — Заместитель начальника по эксплуатации скептически на меня посмотрел и спросил: «Вы претендуете на должность электрослесаря или на нечто большее, учитывая ваш магистерский диплом?» Я честно ответил, что об атомной энергетике знаю лишь из школьного курса физики, а саму АЭС видел раньше только издалека. На инженера не претендую, но учиться готов. Позже понял, что это был вопрос с подвохом. Инженером меня и не взяли бы, а честность понравилась и открыла новую дорогу в жизни.
Мой первый начальник Анатолий Иванович Ершов был человек серьезный, строгий и требовательный. Говорил мне: только слесари, которые здесь десять и более лет работают, могут в перерыве журналы и газеты читать, а твое чтение одно — схемы, инструкции и руководства по эксплуатации. Я, собственно, был не против, хватался за любые новые знания».
За четыре с половиной года Андрей окончательно освоился на Балаковской АЭС, но тут появилась новость о решении достроить и пустить Ростовскую АЭС. Порубаев загорелся стать участником этого исторического события.
Взрыв в Волгодонске
Договорившись с руководством о переводе с Балаковской на Ростовскую АЭС, в середине сентября 1999 года приехал в Волгодонск. В общежитии места не оказалось, остановился у знакомых. Будильник завел на семь утра, но проснуться пришлось раньше.
16 сентября в 05:57 террористы взорвали соседний дом. Почти две тонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте разрушили две секции многоэтажки, повредили еще 36 домов. Погибли 19 человек. Пострадавшими потом признают более 15 тыс. человек, из которых более 1 тыс. — дети. Но тогда Порубаев об этом не знал. Взрывной волной в доме, где он остановился, выбило двери и окна, здание шаталось, была угроза обрушения. В соседней квартире жила женщина с девочкой-подростком. Не успев даже одеться, босиком кинулся к ним. Вывел, стал помогать другим. На улице творилось несусветное: паника, крики, растерянные и плачущие люди…
Когда всех эвакуировали, поднялся в свою квартиру. «Рубашку нашел не сразу. Взрывной волной ее буквально затянуло в щель между створками разбитого окна. Она каким-то чудом зацепилась и удержалась. Аккуратно подцепил, вытащил, надел и побежал трудоустраиваться, — вспоминает Андрей Порубаев. — В автобусе ехал один, не считая водителя. Начальницу отдела кадров АЭС встретил на территории, она куда-то шла и плакала. «Я к вам», — сказал неуверенно. «Молодой человек, как вы здесь оказались? Вы что, не знаете, что произошло?» — «Я на автобусе приехал. Мне сказали сегодня обязательно быть». Она присмотрелась к моему потрепанному виду и вздохнула: «Приходите завтра».
Семья из 560 человек
На Ростовскую АЭС съезжались сотни атомщиков из разных уголков бывшего Союза. «Если Балаковская станция работала как часы, то на Ростовской все только начиналось, шел монтаж оборудования и его наладка, — рассказывает наш собеседник. — Это был невероятный опыт, который давал возможность изучить сложнейшие механизмы и агрегаты в разобранном виде. Каждый из нас осваивал смежные профессии, мы собирали атомную станцию, словно громадный пазл. Все чувствовали сумасшедшую ответственность, не жалели ни сил, ни времени. Шли к цели — пустить первый блок. Мы строили атомную станцию, а она в какой-то степени строила нас».
За 16 лет работы на Ростовской АЭС Андрей Порубаев прошел путь от мастера участка до начальника цеха централизованного ремонта, которым руководит последние восемь лет. Трижды за это время ЦЦР становился лучшим цехом станции. Свой коллектив руководитель называет семьей, а подчиненных знает по именам.
«Семья у нас большая — 560 человек. Молодые парни — это мои дети, я к ним именно так отношусь. А те, кто постарше, — родственники, родные люди. Наш коллектив — это мое богатство», — говорит Порубаев.
Работники радуют руководителя постоянными победами на чемпионатах профессионального мастерства REASkills, AtomSkills, WorldSkills Hi-Tech — и как участники, и как наставники. Сотрудники ЦЦР становились и победителями конкурса «Человек года «Росатома».
А в 2022 году и Андрей Порубаев вышел на первое место в дивизиональном конкурсе «Лучший начальник цеха атомной станции». «Участвовать решил, чтобы не отставать от подчиненных, — рассказывает он. — Я же своим ребятам постоянно говорю: «Давайте, вперед за победой!» — а сам, получается, в стороне стою. Руководитель должен подавать пример, быть авторитетом, поэтому проиграть я себе позволить не мог. Вообще, этот конкурс — хорошее дело, интересное и ответственное. На Ростовской АЭС немало достойных руководителей, поэтому я уверен, что коллеги мой успех за нашей станцией смогут и закрепить, и приумножить».
Слиться с ветром
Свободное время Андрей Порубаев старается проводить с семьей. Его жена Мария тоже работает на Ростовской АЭС. Старший сын окончил МГТУ им. Баумана, работает в контуре «Росатома», младший еще школьник.
Нечасто, но находится время и на хобби — сесть за руль мотоцикла и, как говорят мотоциклисты, «слиться с ветром». «Мотоцикл, с одной стороны, дарит непередаваемое чувство свободы, сравнимое с полетом, с другой — накладывает колоссальные обязательства, — подчеркивает он. — Вождение мотоцикла — это ответственность, помноженная на умение просчитывать свои действия и действия других водителей. Воспитать в себе культуру безопасного поведения на дороге нужно задолго до того момента, как впервые сел за руль. Вообще, любые правила безопасности написаны кровью, и соблюдать их нужно и на работе, и вне ее».
БЛИЦ
— Как распознать талантливого специалиста?
— Для меня главное качество специалиста — ответственность. Ответственный человек всему научится и всего добьется.
— Что нужно для карьерного роста?
— Постоянно учиться, независимо от статуса: молодой ты специалист или начальник. Я никогда не стесняюсь спрашивать у коллег, если в чем-то сомневаюсь. Не стыдно чего-то не знать, хуже не хотеть в этом разобраться.
— Ваш секрет успешного руководителя?
— Уметь слышать и слушать, доверять и верить в людей. Быть ответственным за себя и за других. Любить то, что ты делаешь, и тех, с кем ты рядом работаешь.