Мэр Глазова Сергей Коновалов — о том, почему госслужба оказалась интереснее бизнеса
Прежде чем принять участие в конкурсе на соискание должности мэра Глазова, Сергей Коновалов долгое время был успешным предпринимателем. Когда в бизнесе ему стало тесно и скучно, рискнул радикально изменить жизнь. О цене карьеры, женской интуиции, роли «мужа в командировке» и стратегии Глазова до 2030 года мэр атомграда рассказал «СР».
Приступ ностальгии
— Расскажите, как вы оказались в Глазове.
— Это была командировка. Я жил в Ижевске, был молодым и успешным предпринимателем. В Глазове базировалось одно из подразделений агрохолдинга «Комос Групп», в который меня пригласили работать руководителем, — компания «Глазов-молоко». Сегодня это крупный молочный комбинат, а тогда был небольшим предприятием. Его нужно было технически перевооружать, проводить реконструкцию, расширять линейку продукции. В конце 2008 года меня отправили провести его экспертизу и оценить активы. Командировка оказалась знаковой. Глазов меня поверг в культурный шок. Городские промышленники не вели себя как конкуренты, они были одной командой, одной семьей. Все друг другу помогали, держались вместе. Меня с первого дня взяли в оборот, звали на разные конкурсы, КВН, турслеты. Это вызвало приступ ностальгии.
— Ностальгии по чему?
— По детству. Мой дед был директором колхоза в Кировской области, председателем сельсовета. Все выходные, каникулы, даже больничные мы проводили у него — мама работала на закрытом военном предприятии, там было сложно с больничными листами. Дедушка был фанатом трудотерапии. «Вы, конечно, городские ребята, но у председателя колхоза внуки должны уметь даже больше, чем обычные деревенские парни, опозорить себя не дам», — повторял он. Так что крестьянский труд мне хорошо знаком. На комбайне работал помощником, на зерносушилках — на зернотоке, на ферме делал все, от уборки навоза до дойки коров. Помимо работы в колхозе была бурная общественная жизнь. Постоянные соревнования внутри коллектива, между соседними совхозами и колхозами. Я два лета подряд, в 13 и 14 лет, побеждал в районных соревнованиях косарей, у взрослых мужиков выигрывал. Счастливое было время.
— В Глазове вы увидели похожую картину?
— Да, только в современных декорациях. Поэтому был рад, что после проведения экспертизы меня назначили управляющим в «Глазов-молоко», где я проработал с 2009 по 2014 год. За это время я полюбил город. Помню, как-то летним вечером сидел на балконе и смотрел на город. Тишина и зелень, красные кирпичные дома, как в курортном городке в конце сезона. Я смотрел и думал: как же мне здесь хорошо. Ощущение того вечера запомнил на всю жизнь. У меня, взрослого, сложившегося человека, здесь появились настоящие друзья.
Бизнес за партой
— В 2009 году вам было чуть за 30, и вы говорите, что к тому моменту уже были опытным предпринимателем. Когда вы начали карьеру в бизнесе?
— Еще в 10‑м классе. Шли 1990‑е, я хорошо разбирался в компьютерной технике, мы с пацанами собирали компы, а наши старшие товарищи их продавали, у них было свое предприятие. Так сложилось настоящее молодежное предпринимательское сообщество. А когда я перешел в 11‑й класс, к нашей компании подошел директор школы и попросил помочь с организацией питания в школьной столовой. Мы справились с задачей за три месяца. Потом к нам обращались директора других школ, и так нас засосала эта тема, что за несколько лет мы создали самое большое предприятие в Удмуртии по школьному питанию. Я отучился в Ижевском техническом университете по специальности «экономика и управление на предприятии». Потом появились смежные бизнесы: производство кондитерских изделий, хлеба, производство газировки, логистика. В какой-то момент решил, что пора применить свой опыт в крупном бизнесе. Сначала устроился директором по развитию в «Ижмолоко», центральное молокоперерабатывающее предприятие Удмуртии, потом работал в том же холдинге в компании «Сухарев-молоко», занимал пост исполнительного директора «АкваАргентум». Затем на пять лет переехал в Глазов, а после успешной работы с «Глазов-молоком» получил кресло вице-президента субхолдинга «Хладокомбинат «Айс Вита», входящего в холдинг «Комос Групп», и переехал в Пермь. Отвечал за группу из шести бизнесов в Перми и Ижевске. А в 2019 году меня пригласил глава региона поучаствовать в конкурсе на соискание должности мэра Глазова. Приглашение поддержали и руководители глазовских предприятий.
— Чем вас, человека с такой успешной бизнес-карьерой, заинтересовало муниципальное управление?
— В какой-то момент я начал замечать, что хожу по кругу и на пять-семь лет просчитываю наперед судьбу каждого своего проекта. Все предприятия стали для меня на одно лицо. Мучился вопросом: а что дальше? И тут пришло приглашение из Глазова. Выбор был сложный: падение доходов семьи, карьера с нуля. Я сомневался, а потом жена сказала: «Ты не спишь, не ешь, езжай уже в свой Глазов, все равно только о нем думаешь». И я решился.
— Тем самым жена, видимо, спасла вас от кризиса среднего возраста…
— Да, спасла. Мои мучения прекратились, я перестал метаться. Когда занимался бизнесом, думал, что в основном все чиновники воры и коррупционеры, что только в бизнесе работают толковые люди. Но на новой работе я повстречался с людьми по-настоящему компетентными. В администрации сильная команда, условия только кратно сложнее, чем в бизнесе. Я полностью пересмотрел свои взгляды.
— Семье пришлось за вами ехать?
— Моя семья давно живет в формате «муж в командировке». Они в Ижевске, а я езжу по разным городам. Когда стал мэром, они сразу решили ехать со мной, но было несколько препятствий: у младшего сына был не подходящий для переезда год, логично было дотянуть до 5‑го класса, у жены своя карьера, она успешный финансист, и мы решили отложить все на год, а потом все снова прижилось. Видимся два дня в неделю — то они ко мне ездят, то я к ним. Переживаю, что мало уделяю внимания двум сыновьям: приехал, ценных указаний надавал — и назад. Надеюсь, вырастут — поймут, если что — отыграюсь на внуках.
Город для долгой жизни
— А как у вас прошла адаптация?
— Муниципальная сфера устроила мне настоящее испытание! В бизнесе ресурсов было много и я сам ими управлял, а здесь ресурсы нужно искать, управлять ими одному не получится, роль команды, рабочих связей выше, чем в бизнесе, результат нескоро. Первый год было эмоционально тяжело, сомневался в себе. А со временем понял, что смогу применить компетенции и принести Глазову пользу.
— Какую?
— Хочу вместе с нашей командой сделать из города клиентоориентированную структуру, когда все для людей. Сумел подхватить проекты, которые вела команда мэрии до меня. Теперь у нас самая лучшая в Удмуртии инвестпрограмма по коммунальным направлениям. Есть успехи в области достижения комфортной городской среды. До меня запустили большой проект с РЖД по реконструкции привокзальной площади и восстановлению Горсада. Деньги уже выделили, но проекты тормозились из-за споров между проектировщиками и строителями. Мы решили эту проблему. Теперь эти, уже воплощенные, проекты вошли в лучшие практики Минстроя России. Получили статус территории опережающего развития. Добились того, что крупный завод по обработке древесины, Глазовский фанерный завод, будет строиться у нас. За этот огромный комбинат боролись муниципальные образования Удмуртии и Башкирии, а победили мы. Плотно работаем с командой ЧМЗ. Думаю, что решение ТВЭЛ по активному развитию завода опирается не только на производственную составляющую, устойчивая городская среда тоже является фактором.
— Расскажите о вашем любимом детище — стратегии развития Глазова до 2030 года.
— Наша стратегия — это труд сотен людей. Правительства Удмуртии, ТВЭЛ, городских предприятий, федеральных экспертов, городских экономистов, жителей. У стратегии три уровня: федеральный, региональный и муниципальный.
На федеральном уровне у нас две основные задачи. Первая — создать в городе условия, способствующие выполнению ЧМЗ стратегических задач государства. Вторая — сделать так, чтобы в Глазовском педагогическом институте учились не только жители республики, но и молодежь из других атомградов, что позволит решить в некоторых ЗАТО проблему с педагогическими кадрами.
На республиканском уровне цель — сделать Глазов северной столицей Удмуртии, укрепить пространственно-территориальную функцию города в регионе. Мы почти в 200 км от Ижевска, будет логично, если нашими лечебными учреждениями, образовательными услугами, сервисами будут пользоваться все жители северной Удмуртии.
На местном уровне мы хотим стать городом, создающим будущее для своих детей. Создать сервисы, отвечающие потребностям молодежи, запустить систему социальной и профессиональной ориентации, чтобы молодежь оставалась жить и работать здесь.
— В стратегии есть пункт о необходимости увеличить продолжительность жизни на 20 %. У вас в городе тревожная статистика смертности, она почти вдвое выше рождаемости. Почему?
— В 2005 году, когда многие социальные преференции для жителей атомградов отменили, из Глазова в год уезжали по 1,5 тыс. человек. Численность населения упала со 107 тыс. до 91 тыс. С 2019 года миграционные процессы у нас положительные, но слабые. И эту положительную динамику сметает высокая смертность. Я настоял на том, чтобы включить этот пункт в стратегию, хотя мне говорили: «Не пугай людей, все свяжут это с тем, что у нас плохая экология, влияние ЧМЗ». Но мы разобрались, ЧМЗ здесь ни при чем, повышенных профессиональных патологий среди причин смерти нет. Просто медицина в упадке, потому что за последние годы она пережила несколько реорганизаций, и они не пошли коллективу на пользу. Сегодня у нас самый острый в Удмуртии дефицит врачей. Накрылась правильная маршрутизация медицинской помощи по ряду направлений. В рамках стратегии развития мы планируем провести капитальный ремонт Глазовской межрайонной больницы и налаживаем маршрутизацию с республиканскими клиническими больницами, сердечно-сосудистым центром, онкологическим центром. Цель — как минимум снизить смертность до средних параметров региона.
Пасторальная мечта
— С 2005 года в Глазове не было ни одного мэра, который находился бы на посту дольше пяти лет. Ваши полномочия истекут через год. Что дальше?
— Пять лет мало. Чтобы что-то реально сделать, надо минимум семь. За последние четыре года мне поступило несколько интересных предложений по работе, но я отказался, потому что настроен идти на второй срок. Надеюсь, что глава региона, команда допустят меня к конкурсу. Может быть, нескромно скажу, но есть на данный момент ощущение, что пока меня не стоит менять, рискуем на турбулентном этапе потерять несколько крупных проектов. Но точно начну искать в городе преемника, который, если не пройду по конкурсу, смог бы занять этот пост.
— А сами останетесь в политике или вернетесь в бизнес?
— Возвращаться в сферу промышленности, которую я знаю досконально, да с учетом муниципального опыта? Мне будет скучно. Идти на повышение как политику в республику или в Москву тоже пока не сильно прельщает. Была у меня фантазия ближе к пенсии создать крестьянско-фермерское хозяйство, работать на природе, на свежем воздухе, заниматься внуками, как мой дед. Дать им то, что недодал детям. Маленький формат для меня, но бог знает. Придет время — буду серьезнее думать.
СЕМЬ УЛИЦ-РЕСНИЦ
Впервые Глазов упоминается в 1678 году как «деревня Глазова за рекою Чепцою». В 1780 году по указу Екатерины II село Глазово получило статус города и герб. С 1796 по 1818 год городничим Глазова был Петр Чайковский, дед композитора. С 1804 года застройка города велась по плану петербургского архитектора Ивана Лема. Редкий тип радиально-дуговой планировки центра сохранился до наших дней. Центральная площадь на плане представляет собой глаз, от которого расходятся семь улиц-ресниц.
В послевоенные годы началось строительство завода по производству урана. Сегодня ЧМЗ является градообразующим предприятием Глазова, входит в структуру ТВЭЛ. Он один из мировых лидеров по производству изделий из циркония и его сплавов, природного и обедненного урана, металлического кальция.