Предсказать, что будет завтра. Предвидеть, что может случиться через месяц или год. Чем точнее прогноз, тем больше доход и меньше потерь. Сегодня профессия коммерческий диспетчер одна из самых востребованных в атомной энергетике. На конкурсе этих профессионалов, организованном на Нововоронежской АЭС, наибольший интерес вызвали прогнозные решения с использованием нейросетей.

Ни больше ни меньше

Электроэнергия — специфический товар, который нельзя накопить в существенном для производства объеме. Коммерческий диспетчер должен обеспечить производство электроэнергии в темпе, близком потребностям рынка, чтобы соблюдать баланс производства и потребления, объясняет заместитель генерального директора — директор по сбыту «Росэнергоатома» Александр Хвалько.

Вопросами коммерческого диспетчирования в «Росэнергоатоме» стали заниматься в начале нулевых. С появлением в 2006 году новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), пришедшей на смену плановой экономике с тарифным регулированием, стало очевидно, что планирование и реакция на рыночные ситуации должны идти рука об руку. Нужны люди, которые, с одной стороны, досконально знают техническое состояние оборудования на атомной станции, а с другой — хорошо понимают специфику рынка. Сочетание этих двух компетенций и есть суть работы коммерческого диспетчера, подчеркивает руководитель управления перспективного развития и работы с инфраструктурой ОРЭМ «Росэнергоатома» Алексей Новиков.

При плановой экономике цены на электроэнергию устанавливало государство, напоминает он. Качеству планирования нагрузки АЭС и точности выполнения диспетчерского графика уделялось меньше внимания, чем сейчас. Вопрос упущенной выгоды стоял менее остро. Принципы оплаты за отпущенную продукцию подразумевали максимальный отпуск электроэнергии, было выгодно перевыполнить установленные рекордные планы.

Сейчас ситуация в корне изменилась. Основное правило современного рынка — количество отпущенной электроэнергии должно соответствовать спросу, который существует в конкретный период времени. Перепроизводство обернется прямыми потерями или упущенной выгодой. Причем цена ошибки очень высока. Потери за год могут достигать сотен миллионов рублей, особенно если энергоблок работает по договору поставки мощности. Например, экономические потери Нововоронежской АЭС на ОРЭМ, связанные с недопоставкой мощности из-за сезонных (погодных) ограничений, в 2021 году составили около 300 млн рублей.

«Самое сложное — работа во время пуска или останова энергоблока, — говорит Владимир Шишкин, руководитель проекта департамента энергополитики и устойчивого развития концерна, много лет отработавший в отделах коммерческого диспетчирования сначала Кольской, а потом Нововоронежской АЭС. — Остановы бывают по разным причинам. Например, при выводе блока в плановый ремонт — это одна ситуация, требующая определенного порядка действий. Если останов происходит непланово, это другая ситуация, требующая оперативного реагирования, четкого взаимодействия с персоналом службы технологического управления и руководством АЭС. При каждом варианте важно вовремя отреагировать, потому что регламентами оптового рынка определены сроки, в течение которых мы должны сформировать и направить данные системному оператору. В нашей работе важна каждая секунда, стоимость ее может достигать космических сумм. Своевременное принятие взвешенного управленческого решения минимизирует убытки, которые станция может понести. Если пустить все на самотек, то штрафы могут доходить до миллиарда рублей».

Ум хорошо, а с искусственным интеллектом лучше

Конкурс профессионального мастерства коммерческих диспетчеров впервые провели в 2018 году на площадке Калининской АЭС. Пандемия на время прервала этот обмен опытом. Конкурс-2022, организованный на Нововоронежской АЭС, стал вторым в истории новой профессии в России.

На старте соревнований конкурсанты представили свои визитные карточки с предложениями по цифровым решениям в коммерческом диспетчировании. Наибольший интерес и обсуждение вызвали проекты, связанные с использованием нейронных сетей для улучшения качества краткосрочного и долгосрочного планирования нагрузки на АЭС. Среди них были и уже прошедшие апробацию. Например, цифровая система прогнозирования ограничений, связанных с погодными условиями, представленная Александром Бойко (Нововоронежская АЭС), способна повысить точность прогноза и снизить экономические потери более чем на 160 млн рублей в год.

От участников конкурса также требовалось знание регламентов и правил функционирования ОРЭМ, умение быстро и точно решать задачи с расчетом экономического ущерба при различных ситуациях на рынке.

Коммерческому диспетчеру, как правило, приходится работать в условиях дефицита времени, когда требуется собранность, хорошая реакция, умение быстро дать точный и конкретный ответ. Для проверки таких способностей был выбран формат известного телешоу «Своя игра». Разумеется, все вопросы на эрудицию были так или иначе связаны с историей российской и мировой энергетики, правилами оптового рынка, спецификой атомной генерации. В ситуации, когда нажатие кнопки разделяли доли секунды, адреналин зашкаливал не только у участников, но и у наблюдателей.

За победу в конкурсе боролись специалисты восьми атомных станций России. Победителем стал инженер группы коммерческого диспетчирования производственнотехнического отдела Кольской АЭС Николай Каталов. Второе место — у Александра Бойко (Нововоронежская АЭС), третье — у Александра Жоржина (Ростовская АЭС). Специальный приз жюри вручили представителю Ленинградской АЭС Игорю Захарчуку, который проявил смекалку и находчивость в «Своей игре» и в целом отставал от занявших места на пьедестале лишь на десятые доли балла.

Конкурс планируется проводить раз в два года.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: