Южак не нападает без предупреждения: особенности работы и жизни в Певеке

Три года назад 23‑летний оператор реакторного отделения Курской АЭС Андрей Дегтярев узнал, что на ПАТЭС набирают сотрудников. Он подумал, посоветовался с женой и поехал на Крайний Север — ​получить уникальный профессиональный опыт и заработать. Мы расспросили молодого атомщика, как трудятся и отдыхают сотрудники ПАТЭС, легко ли привыкнуть к холоду и чем опасен южак.

Вокруг белым-бело

«Прилетел я в Певек в ноябре 2019 года. Летели через Якутск, где самолет останавливался на дозаправку. В Певеке осенью уже не пахло — ​стояла суровая зима, полярная ночь. За бортом самолета –30 °C. Вышли — ​а вокруг белым-бело: тишина, снег, море, небо, земля, все слилось в одно белое пространство без четких ориентиров, — ​вспоминает Андрей. — ​Но сомнений в выборе не было, скорее любопытство. Начинался новый этап жизни».

До ПАТЭС добрались на служебном автобусе. На плавучей станции все оказалось иначе, чем на обычной АЭС. Не цеха, а службы. Вместо окон — ​иллюминаторы, вместо кабинетов — ​каюты. С утра на работу — ​по трапу.

«Конечно, это атомная станция, но одновременно и корабль, подчиняющийся Морскому регистру. Поэтому тут около 40 % штата — ​сотрудники «Атомфлота», моряки с ледоколов, бывшие подводники. Атомщики же в основном из Центральной России — ​я с Курской станции, есть ребята с Калининской, Балаковской, Ростовской, Ленинградской», — ​рассказывает Андрей Дегтярев.

Потомственный атомщик

На ПАТЭС персонал работает вахтовым методом: три месяца в море, три — ​на Большой земле. Сейчас Андрей отдыхает. Точнее, между вахтами учится на стропальщика и такелажника в Учебно-тренировочном подразделении ПАТЭС в Петербурге. «В следующем году на ПАТЭС будет первая перегрузка топлива для реактора. Чтобы безопасно выполнить эту работу, меня отправили обучаться новым профессиям», — ​рассказывает он.

Андрей Дегтярев — ​потомственный атомщик, его отец работает в «Атомэнергоремонте». Молодой человек говорит, что с детства интересовался устройством АЭС и хотел там работать. Учился в Курчатовском филиале Курского государственного политехнического колледжа по специальности «атомные электрические станции и установки». Получил красный диплом, устроился на Курскую АЭС, поработал два года.

«И вот в 2019‑м коллеги стали обсуждать, что набирают персонал на ПАТЭС. Я заинтересовался, начал изучать, как устроена плавучая станция. Позвонил туда в отдел кадров — ​вакансий нет. А потом сами перезвонили и предложили вакансию оператора реакторного отделения. Озвучили условия: два месяца отпуска, полный соцпакет, оплата дороги, хорошая зарплата, — ​продолжает Андрей Дегтярев. — ​Конечно, многие меня отговаривали: лютый холод, вахта, тоска, куда, мол, ты собрался? Но жена одобрила мой выбор. Тем более что это единственная в мире плавучая станция, неоценимый опыт для профессионала. Я собрался и поехал».

На борту и за бортом

По словам Андрея, работа оператора на ПАТЭС мало отличается от его работы на Курской АЭС. Разве что на плавучей станции он обслуживает другую версию водо-водяного реактора — ​КЛТ‑40С. И жестокие климатические условия дают о себе знать.

«Причиной неполадок чаще всего становится ветер, так называемый южак. На моей памяти он достигал 54 м/с. Однажды в 250 км от станции южак повредил ЛЭП, из-за чего произошло короткое замыкание в сети. Действием автоматики ПАТЭС была переведена в режим «изолированная сеть». Поэтому даже при ветре больше 20 м/с на станции вводится особый режим с постоянным контролем за работой оборудования», — ​поясняет Андрей Дегтярев.

К счастью, южак не нападает без предупреждения. Андрей говорит, что перед его приближением заметно падает атмосферное давление, а температура повышается на 10–15 °C. В городе ветер переворачивает урны, ломает дорожные знаки и фонари, сметает праздничную иллюминацию, снег выдувает с улиц. Но местные жители к южаку привыкли: перед выходом на улицу надевают вещи потяжелее, ушанки крепко завязывают, чтобы не сдуло. Дома проектируют с учетом розы ветров, чтобы во дворах было относительно комфортно находиться.

Фрукты бесплатно

Большую часть времени оперативный персонал ПАТЭС не выходит за пределы станции. Смены длятся по 12 часов, утренние и ночные. После смены — ​24 часа отдыха, так называемые отсыпные. Живут в одноместных и двухместных каютах. Кормят, говорит Андрей, хорошо и бесплатно. Фрукты дают свежие или консервированные. Из развлечений — ​библиотека, две сауны, бассейн, комната отдыха, где можно посмотреть кино, спортзал и тренажеры.

«В спортзале обнаружил столы для настольного тенниса, а я к нему неравнодушен. Поиграли с коллегами, а позже я организовал соревнования уже для всех сотрудников. Потом и руководство станции подключилось, выделили нам средства на подарки и сувениры для победителей», — ​рассказывает Андрей Дегтярев.

А вот зависать в интернете здесь не получается — ​есть Wi­Fi, но скорость далека от привычной жителям материка.

«Я сейчас учусь в Обнинском институте атомной энергетики на инженера-физика и во время пандемии сессии сдавал в удаленном режиме. Связь то и дело обрывалась, приходилось отвечать на вопросы преподавателей по несколько раз, начинать сначала. Но они знали, где я нахожусь, относились с пониманием, — ​говорит Андрей. — ​Условия и климат меня не сильно беспокоят. Больше устаешь от того, что не видишь семью, не можешь обнять после работы жену и дочку. С ними созваниваемся глубокой ночью — ​здесь плюс девять часов относительно Курска. Но менять работу все равно не планирую. Я молод, силен, а на ПАТЭС есть куда расти. В будущем хочу стать ведущим инженером по управлению блоком на одной из российских АЭС».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: