«Росатом» дал старт строительству первой в России гигафабрики

Национальный технологический суверенитет и перспективы энергоперехода в мире обсуждали на Российской энергетической неделе. «Росатом» играет важную роль в обоих трендах. Свежий пример: отраслевой интегратор РЭНЕРА инициировал создание гигафабрики в Калининграде и дала старт ее строительству в третий день РЭН.

Основной вопрос, который задают участники российского энергетического рынка, — актуален ли энергопереход? Надо ли заботиться об углеродной нейтральности в условиях политического, торгового, энергетического, логистического и мировоззренческого кризисов, разрушения связей России и Европы, которая для России была ориентиром в экологической повестке. Ответ несколько раз прозвучал на форуме — да, энергопереход актуален.

Следующий вопрос — какие технологии для этого нужны? Точно нужна атомная энергетика. В России ее доля должна вырасти до 25% к 2045 году. «По совокупности критериев атомная генерация всегда впереди, — заявил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. — На жизненном цикле мы абсолютно сопоставимы по выбросам СО2 с ветрогенерацией. Мы должны с уважением относиться к своему технологическому ландшафту, поэтому лидирующие в мире российские атомные технологии должны развиваться».

В мире интерес к атому растет. По словам заместителя гендиректора МАГАТЭ Михаила Чудакова, уже 50 стран объявили, что готовы развивать у себя атомные технологии. МАГАТЭ второй год подряд прогнозирует увеличение установленной мощности АЭС до 2050 года. Но для этого необходимо нарастить инвестиции. За последние 30 лет на атомную генерацию было потрачено 500 млрд долларов, а в следующие 30 лет надо вложить 3 трлн долларов и вводить в три-четыре раза больше блоков, чем сейчас (в прошлом году — шесть).

Атомная генерация — не единственная технология, минимизирующая выбросы и влияние человека на окружающую среду. Участники энергетического рынка назвали таковыми улавливание и переработку СО2, технологии обращения с водородом и хранения энергии. По мнению гендиректора группы компаний «ИнЭнерджи» Алексея Кашина, рынок электротранспорта — крупнейший среди формирующихся высокотехнологичных рынков, и он создает вытягивающий эффект для всего, что связано с энергопереходом.

Бум электротранспорта — залог бизнес-успеха РЭНЕРА. Исходя из концепции развития электротранспорта в России в 2030 году будет произведено 220 тыс. электромобилей. Для того чтобы обеспечить электромобили отечественными накопителями (а это самый дорогой компонент), РЭНЕРА начал строить в Калининграде завод мощностью 4 ГВт·ч в год. Этого хватит на оснащение 50 тыс. электромобилей ежегодно. Проект создавался, когда показатели спроса были скромнее. С учетом изменившихся рыночных условий такой мощности недостаточно, и РЭНЕРА готов расширять производство. В случае повышенного спроса будут введены вторая и третья очереди, тогда мощность производства достигнет 14 ГВт·ч.

«Самая важная задача, которую мы решаем, — обеспечение технологического суверенитета. К 2025 году мы откроем первую в России гигафабрику литийионных аккумуляторов. Сейчас мы смотрим на российский рынок, готовы его обеспечить. И с учетом следующего технологического рывка готовы работать с международным рынком», — заверил гендиректор РЭНЕРА Александр Камашев.

На заводе будут работать около 900 человек. А если считать сопутствующие предприятия по производству комплектующих, то рабочими местами будут обеспечены 1500 специалистов.

«Уже сейчас очевидна кооперация будущего завода, развитие сопутствующих предприятий, производственных и инжиниринговых бизнес-единиц, а также калининградского автопроизводителя «Автотор». Очень важно, что гигафабрика строится на востоке области, где очень нужны рабочие места», — прокомментировал старт проекта губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Инвестиции в проект оцениваются в 26 млрд рублей, из них 5 млрд выделит правительство региона.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: