«Я нашел тот самый 25-й час в сутках»: интервью с ректором ТПУ Дмитрием Седневым

Дмитрий Седнев — ​один из самых молодых руководителей вуза в России. Ему чуть за 30. В сентябре он стал ректором Томского политехнического университета, до этого год работал в статусе и. о. Мы поговорили о том, как ТПУ выбирает абитуриентов и как абитуриенты выбирают ТПУ, о подготовке магистрантов за год вместо двух и об ориентации на индустриальный заказ.

— Какой была приемная кампания этого года?

— Она была жаркой. Мы полностью выполнили план. Еще в 2021 году резко, почти на 30 %, увеличилось количество бюджетных мест — ​его определяет Минобрнауки, и у нас появилась возможность принять на бюджет на 700 человек больше. Тогда в ТПУ пришли чуть больше 3 тыс. первокурсников. Это высокая планка, и мы справились. А в этом году набрали еще на 50 человек больше.

— Ваши абитуриенты в основном жители Томска и области? И как вы оцениваете их подготовку?

— Этим летом в ТПУ подали документы выпускники из 79 регионов страны — ​рекордная для нас география. С учетом того, что по всей России число бюджетных мест в вузах выросло, мы ценим выбор абитуриентов. Знаю, что за них боролись вузы Москвы и Санкт-Петербурга уже после зачисления в Томске, но большинство осталось с нами.

По сравнению с прошлым годом средний балл ЕГЭ у наших абитуриентов немного вырос — ​с 74 до 75. Мы ставили чуть более амбициозную цель — ​хотя бы 76. Но я надеюсь, что наша работа над образовательными программами и инфраструктурой даст результат и мы сможем забирать еще более «качественных» абитуриентов. Хотя у нас и так высокий балл.

— Что вы меняете в программе?

— Мы намерены до 2025 года пересобрать магистерские программы по принципам, единым для всего университета. Скомпоновать их из интенсивных модулей, привлечь больше преподавателей-практиков, ввести реальные задачи и примеры из индустрии и НИОКР, заказанных вузу промышленниками. Мы взяли курс на увеличение свободы и ответственности руководителей образовательной программы.

Мне бы хотелось сформировать новое образовательное пространство в магистратуре, чтобы быстро готовить в нем команды. Многим работодателям нужен сложившийся коллектив, который будет развивать на предприятии конкретное направление. Пилотной площадкой эксперимента станет инженерная школа, созданная у нас по федеральной программе «ПИШ». Мы считаем, что цикл подготовки магистров можно сократить с двух лет до полутора, а может быть, даже до года за счет интенсивного обучения. Надеемся, схема приживется, и учебные модули для магистров можно будет внедрить и в основную программу.

— А программы бакалавриата, научная деятельность?

— В бакалавриате серьезные трансформации начнем в этом году. Переосмыслим подготовку по социогуманитарным дисциплинам, усилим блок естественно-научных. Это несколько рутинная, но полезная работа. Что касается науки, мы бы хотели создать цифровую биржу проектов. На ней можно будет присоединиться к текущим проектам, в которых участвуют студенты. Это упростит вход в научную среду вуза для молодежи.

— Многие ваши коллеги из технических вузов говорят, что сегодня на бюджете учатся те, кто еще несколько лет назад мог поступить только на платной основе. Это плохо или хорошо?

— Растет заказ на инженерные кадры. Мы должны на этот заказ реагировать. Раньше могли отбирать из 100 студентов 10 самых способных, а сейчас надо выучить всю сотню. Мы увеличиваем количество бюджетных мест, и абитуриенты, которые раньше не попадали на бюджет, могут туда пройти. Кому-то кажется, что качество их подготовки похуже. На самом деле, как раньше, так и сейчас 10–15 % талантливы, еще столько же — ​кандидаты на вылет, остальные — ​посередине, преподавателям надо активно с ними работать. У студентов есть все условия для раскрытия своего потенциала.

— Со студентами разобрались. Как быть со школьниками — ​как и когда развивать интерес к физике? В начальных классах?

— Со среднего звена. У нас есть опорные школы. Работаем и с отдельными учителями физики по всему региону. Устраиваем профориентационные мероприятия, экскурсии в вуз, учителям даем методички. Сотрудничество со школами так же важно, как и с индустрией.

— Вы год исполняли обязанности ректора ТПУ, отказались от предложения возглавить столичный вуз. Не жалеете, что остались в Томске?

— Нет. Сейчас в регионах возможностей не меньше, чем в столице.

— Что изменилось за год? Открыли в себе новые способности?

— Да, я нашел тот самый 25‑й час в сутках, которого мне очень не хватало год назад, чтобы все успеть. Работа и сейчас интенсивная, но я не чувствую даже намека на выгорание. Интересные командировки, прекрасная мотивированная команда. Мне есть чем гордиться.

— А что впереди?

— Много проектов с индустриальными партнерами, государственными и коммерческими. Мы вошли в федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», делаем межуниверситетскую стартап-студию. Тесно взаимодействуем с «Росатомом». Например, с компанией «ТВЭЛ» и МГУ им. Ломоносова открыли научно-исследовательский центр по выводу из эксплуатации ядерных объектов.

— Докторскую диссертацию пишете на какую тему?

— Диссертация — ​логичное продолжение моей научной темы, которая была и в кандидатской, и в предыдущих исследовательских проектах. Это неразрушающий контроль, ультразвуковой контроль и использование новых современных приборов — ​гибких антенных решеток — для получения высокоточных результатов ультразвуковой томографии. Защита планируется в ближайший год.


ДОСЬЕ

Дмитрий Седнев — доцент, кандидат технических наук, выпускник «Школы ректоров» «Сколкова».

Родился в Северске Томской области в 1989 году. Окончил ТПУ по специальности «безопасность и нераспространение ядерных материалов». Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разработка научно-технических основ акустической идентификации в целях обеспечения режима нераспространения ядерных материалов». Преподавание в ТПУ совмещал с наукой. Разработал технологию контроля целостности и подлинности контейнеров с ядерными материалами и отходами по сварному шву (за этот проект получил медаль РАН для молодых ученых), ультразвуковой дефектоскоп в новой конфигурации.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: