Гендиректор «Росатома» заявил о всесторонней поддержке стратегии МАГАТЭ
«Росатом» поддерживает усилия МАГАТЭ по обеспечению ядерной безопасности во всем мире, готов содействовать максимально быстрому созданию безопасной зоны вокруг Запорожской АЭС и намерен продолжать сотрудничество с агентством по всем другим проектам, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, заявил Алексей Лихачев на 66‑й ежегодной сессии Генеральной конференции МАГАТЭ в Вене.
«Считаю необходимым озвучить принципиальную позицию Российской Федерации: обеспечение ядерной безопасности и физической защиты ядерных установок — наш абсолютный приоритет, где бы эти объекты ни находились. Мы всячески поддерживаем усилия МАГАТЭ по обеспечению ядерной безопасности и физической защиты объектов Украины. Неукоснительно соблюдаем и руководствуемся семью принципами ядерной безопасности, сформулированными руководителем агентства [Рафаэлем Гросси]», — сказал на пленарном заседании Алексей Лихачев.
Вокруг Запорожской АЭС
Дискуссия на конференции была напряженной. В выступлениях представителей большинства стран звучала серьезная обеспокоенность. «В существующих условиях, когда из-за боевых действий в районе крупнейшей в Европе Запорожской АЭС сознательно создаются угрозы безопасности ядерного объекта <…> …мы поддерживаем предложение генерального директора МАГАТЭ установить вокруг станции зону ядерной и физической безопасности, конкретные параметры которой необходимо еще согласовать», — заявила глава Государственного управления по ядерной безопасности Чехии (представляла позицию стран Евросоюза) Дана Драбова.
Российские войска не обстреливают ЗАЭС, как и не размещают на ее территории вооружения и технику, заверил участников конференции глава «Росатома». Есть военнослужащие Росгвардии, выполняющие охранные функции, и спецмашины войск радиационной, химической и биологической защиты. По словам Алексея Лихачева, без них говорить об обеспечении ядерной безопасности АЭС невозможно. Несколько сотрудников госкорпорации, которые работают на станции, оказывают консультационную и организационную помощь украинским специалистам, не более.
«С самого начала Россия поддержала усилия МАГАТЭ и его гендиректора по организации миссии агентства на Запорожскую АЭС. Мы сделали все возможное для того, чтобы визит экспертов агентства на станцию состоялся еще в июне. Но тогда поездка сорвалась не по нашей вине, — напомнил Алексей Лихачев. — Мы [«Росатом»] активно содействовали организации миссии МАГАТЭ на Запорожскую АЭС в конце августа — начале сентября. Я подчеркиваю личное мужество участников международной миссии и генерального директора Рафаэля Мариано Гросси. Мы приветствуем факт присутствия на площадке Запорожской АЭС двух сотрудников агентства на постоянной основе. Это решение помогает развеять многочисленные спекуляции относительно обстановки на ЗАЭС. Мы находимся с коллегами в рабочем контакте. Обеспечиваем их безопасность, а также надлежащие условия работы и быта. Естественно, в содержательную их работу не вмешиваемся. Мы готовы к взаимодействию по техническим аспектам защиты ядерной и физической безопасности зоны АЭС. Мы готовы договариваться о ее создании максимально быстро».
Рафаэль Гросси, со своей стороны, заверил, что готов продолжать консультации с Россией и Украиной по этой теме, чтобы защитить станцию. Спустя несколько часов после своего выступления Гросси сообщил в Twitter, что провел встречу с Алексеем Лихачевым, на которой обсудил ситуацию на ЗАЭС. По мнению главы международной организации, создание безопасной зоны — необходимый шаг для снижения риска ядерного инцидента на АЭС.
Сотрудничество продолжается
Российские атомщики продолжат сотрудничество с МАГАТЭ и по всем ранее начатым проектам, несмотря на внешнеполитическую обстановку, сообщил Алексей Лихачев. «Росатом» будет финансировать программы технического сотрудничества, Фонда физической ядерной безопасности, программы по борьбе с раком, международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам ИНПРО.
«Мы приветствуем решение МАГАТЭ о проведении в следующем году второй Международной конференции по изменению климата и роли ядерной энергетики. Чаще всего в качестве аргумента против атомной энергетики используется тезис о якобы нерешаемости проблемы обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. У нас есть ответ на этот вопрос. Его концепция — использование реакторов на быстрых нейтронах для замыкания ядерного топливного цикла. И именно такой подход мы предлагаем нашим партнерам», — отметил Алексей Лихачев.
Приоритеты неизменны
Даже в условиях серьезного санкционного давления российские атомщики продолжают выполнять свои обязательства перед зарубежными партнерами. Ни одна стройка, ведущаяся в России или за рубежом, не остановилась, подчеркнул Алексей Лихачев.
«Приоритеты остаются неизменными, — сказал он. — Это разработка технологий обращения с ОЯТ, замкнутый топливный цикл и АЭС малой и средней мощности. Развитию малой атомной энергетики мы придаем особое значение. В Якутии сооружаем наземную атомную станцию с реакторными установками типа РИТМ‑200Н мощностью 55 МВт. На Чукотке работает единственная в мире плавучая АЭС с двумя реакторами малой мощности, будут развернуты еще четыре модернизированных энергоблока».
Участники конференции МАГАТЭ лично убедились в том, что это не просто заявления. На конференции прошли виртуальные технические туры на российские АЭС — Ленинградскую и Белоярскую, а также на плавучую станцию «Академик Ломоносов». Экспозиция «Росатома» продемонстрировала целый ряд прорывных разработок.
Глава венгерского МИДа Петер Сийярто, также выступавший на пленарном заседании конференции, встретился с гендиректором «Росатома», чтобы обсудить статус и перспективы проекта АЭС «Пакш‑2». Два блока станции с реакторами ВВЭР‑1200 «Росатом» планирует ввести в 2030 году.
Кроме того, стало известно, что техническое правительство Болгарии разрешило Национальной электрической компании и АЭС «Козлодуй» продолжить работу с российскими компаниями, сделав для них исключение из санкций. Речь идет о проведении планово-предупредительного ремонта на шестом блоке АЭС «Козлодуй». Власти Болгарии не стали препятствовать и работе специалистов «Атомстройэкспорта» на АЭС «Белене», поскольку только российские специалисты готовы обеспечить консервацию оборудования для двух блоков, которое хранится на стройплощадке.