Три причины травматизма: лидеры безопасности обозначили проблемы и пути их решения
Несчастных случаев на производстве по сравнению с прошлым годом прибавилось. К сожалению, есть и тяжелые травмы. Почему травматизм растет и как предотвратить опасное поведение сотрудников, обсудили 13 сентября на слете лидеров безопасности.
Опасная тенденция
Среди российских и многих зарубежных компаний «Росатом» — один из лидеров в охране труда. В отрасли складывался устойчивый тренд на снижение травматизма: в 2000 году — 684 травмы (28 со смертельным исходом), в 2021 году — 50 (четыре со смертельным исходом). Однако за восемь месяцев этого года в шести дивизионах показатели уже превысили прошлогодние. Конечно, по сравнению с тем, что было в отрасли 10–20 лет назад, показатели неплохие, но ситуация начинает вызывать опасения, отметил генеральный инспектор «Росатома» Сергей Адамчик. В этом году только один несчастный случай был связан с технической неисправностью, все остальные ЧП — человеческий фактор, следствие невыполнения нормативов и требований.
Основные причины тяжелых и смертельных травм — ДТП, падение с высоты, падение предметов и отравление при работе в замкнутом пространстве. Еще Сергей Адамчик обратил внимание на такую зависимость: когда руководитель предприятия безразличен к состоянию охраны труда, частота ЧП растет; как только он начинает лично участвовать в развитии культуры безопасности — ситуация улучшается.
Важнее плана
На слете лидеры безопасности, в число которых входят руководители предприятий, уполномоченные по культуре безопасности и охране труда, молодежные лидеры и представители команд поддержки изменений, выделили основные причины увеличения показателя травматизма.
Во-первых, в этом году в отрасли большой прирост персонала. «У нас в машиностроительном дивизионе добавилось около 25 тыс. сотрудников, появились новые предприятия. Помимо общероссийских норм и правил у нас существуют дополнительные требования. Не все оказались к этому готовы. Вот новые площадки большинство случаев травматизма и принесли», — пояснил руководитель проекта группы служб главного инженера и охраны труда АЭМа Павел Мерзликин.
Во-вторых, слишком высокая загруженность линейных руководителей. Мастера на большинстве предприятий просто не успевают контролировать выполнение требований безопасности и охраны труда, у них много задач по выпуску продукции, выполнению плана. Где-то на одного мастера приходится 60–70 подчиненных. Проводить диалоги по безопасности и доносить до работников важную информацию в таких условиях невозможно, считают участники слета. «Роль линейных руководителей здесь ключевая. Это люди, которые непосредственно взаимодействуют с персоналом, — говорит директор департамента по ядерной, радиационной и промышленной безопасности ТВЭЛ Вячеслав Козлов. — Сейчас внимание линейных руководителей переключилось на план, на борьбу за импортозамещение. И они зачастую упускают, что отвечают в первую очередь за жизнь и здоровье людей».
Третьей причиной, которая часто приводит к травмам на производстве, назвали состояние оборудования и сооружений. «Здания у нас в лучшем случае 1960‑х годов, а многие гораздо старше, — рассказывает Павел Мерзликин. — Например, мы недавно отметили юбилей «ЗИО-Подольска» — 100 лет, большой юбилей был у ижорской площадки — 300 лет. У нашего дивизиона много зданий, которые достались нам в наследство и за которыми долгое время никто не смотрел, не ухаживал. Оборудование тоже устарело. Купить новое сейчас достаточно сложно как финансово, так и физически».
Что делать
Лидеры безопасности предложили сосредоточиться на качестве обучения, добавить больше практики — во время пандемии на многих предприятиях инструктажи проходили онлайн, и специалисты отметили низкую эффективность такого формата.
Важно усилить работу с линейными руководителями. «Наше слабое звено — это коммуникация руководителей высшего уровня и линейных руководителей и коммуникация линейных руководителей и работников. Мы видим нехватку обратной связи. Информация о несчастных случаях, их причинах предоставляется руководителю регулярно и в большом объеме. Вопрос — как доводится эта информация до работников. Нужно повышать информированность персонала через линейных руководителей», — считает начальник отдела контроля условий и охраны труда «Росэнергоатома» Елена Зайцева.
Работников также предлагают вовлекать в оценку рисков, чтобы они не только знали, как нужно делать, а как нет, но и понимали почему, могли сами выявлять риск в своем поведении и поведении коллег.
Также в планах — собрать базу проблем и решений, чтобы сотрудники разных предприятий и дивизионов делились практикой в области охраны труда и предотвращения травматизма. Важность обмена опытом отметили многие. В этом году в «Росатоме» появился клуб организаций — лидеров по культуре безопасности. В него вошли руководители 10 предприятий. Клуб, помимо прочего, устраивает партнерские визиты на предприятия: в июне ездили на Кольскую АЭС, а в августе — на «Атоммаш». Члены клуба тоже будут собирать лучшие практики и методы, делиться опытом. Вступить в клуб может любая организация отрасли при одном условии: ее руководитель должен лично участвовать в работе объединения.
Итоги слета подвела заместитель гендиректора по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева. Она сообщила, что комментарии и рекомендации лидеров безопасности будут учтены в работе над комплексной программой по сокращению травматизма. Особенно в той части, что касается обучения работников и линейных руководителей. Необходимо не просто дать знания, но и связать их с практикой. А для этого важно, отметила Татьяна Терентьева, подойти к вопросу обучения не формально, расставить приоритеты — кого и чему учить в первую очередь, а также уделить внимание подготовке самих тренеров.