Как вернуть популярность точным наукам — мнение эксперта

Многие российские технические вузы в этом году зачислили абитуриентов, чьи результаты ЕГЭ по физике и математике намного хуже, чем у первокурсников прошлого года. Почему точные науки теряют популярность и что делать, чтобы вернуть их на прежние позиции?

Дмитрий Самарченко
И. о. директора Института общей профессиональной подготовки НИЯУ «МИФИ»

— С сожалением соглашусь, что уровень подготовки по физике у сегодняшних первокурсников низкий. Длительное время средний балл ЕГЭ по физике остается примерно равным: в 2022 году — ​54,1 при числе участников 101 272, в 2021‑м — ​55,1 при числе участников 128 414, в 2020‑м — ​52,4 при числе участников 139 574. Но сравнивать результаты ЕГЭ разных лет не совсем корректно: как правило, на них накладываются те или иные новшества, вводимые для повышения качества оценивания. Более показательно количество выбравших физику — ​они сознательно идут на этот экзамен, а следовательно, к нему подготовлены. В этом году количество сдававших ЕГЭ по информатике впервые превысило количество сдававших физику. Мы видим постепенное уменьшение числа выбравших ЕГЭ по физике, что красноречиво говорит об уменьшении интереса к ней. И это совпадает с общемировой тенденцией.

Еще один показатель уровня подготовки первокурсников по физике — ​средний балл входного контроля, который НИЯУ «МИФИ» ведет многие годы. И если до 2019 года этот балл имел тенденцию к росту, коррелирующую с увеличением среднего балла ЕГЭ первокурсников, то за последние три года наметилась тенденция к уменьшению. В то же время надо признать, что МИФИ не является репрезентативным вузом, поскольку у наших абитуриентов балл ЕГЭ выше (90+), чем у абитуриентов других вузов.

Проблемы набора этого года были в значительной мере порождены изменением правил набора и двумя годами дистанционного обучения. Эти факторы наложились на продолжающееся падение интереса к физике.

В долгосрочной перспективе падение интереса к физике и техническим наукам продолжится. Чтобы остановить тенденцию (а ее эксперты фиксируют с 1980‑х), давно идет поиск новых форм. Ведущие вузы мира создают элитарные школы, например. Так, в МИФИ работает Предуниверситарий. Хочешь получить нормальное образование — ​поступай к нам, мы тебя и физике научим. Наиболее успешными методами можно считать олимпиады и другие конкурсы, шоу, научно-­популярные передачи, а также фильмы, мультфильмы и сериалы, художественные и документальные, — ​например, «Теория Большого взрыва», «Секреты квантовой физики», а ранее, в 1990‑е, «Параллельные миры» и др. В свое время взрывной интерес к физике вызвали фильмы «Девять дней одного года», «Иду на грозу». Вообще, в 1950–1960‑е годы, в расцвет культа атома, был создан привлекательный образ физика не только в кинематографе, но и в других видах искусства — ​это песни Окуджавы, Визбора, Галича, позже Высоцкого.

При подготовке физиков большую роль играет фундаментальное образование, которое вполне успешно закладываются в наших физматшколах — ​это вовсе не отжившая форма. Как общую тенденцию следует отметить появление в московских школах предпрофессиональных классов: инженерных, айтишных, академических, медицинских и др. Творческие конкурсы способствует заинтересованности школьников с техническими наклонностями. И чем раньше начнется знакомство школьников с физикой, тем лучше, но с одним добавлением: это должно быть интересно, увлекательно для детей. Как показывает мировая практика, наиболее удачные формы — ​проектная деятельность, геймификация обучения.

В принципе все эти формы уже задействуются, но остается вопрос масштаба. В малом количестве применение таких подходов не даст должного результата. Кроме того, не следует забывать, что интерес к тому или иному виду деятельности или предмету регулируется социумом, определяется принятым на данный момент общественным мнением, которое и формирует социальный заказ. Сегодня ИТ-специалист в глазах общества выглядит привлекательнее, чем физик. Соответственно, должны проводиться мероприятия, направленные на повышение статуса инженера-­физика.

Что касается подготовки в вузах, то оптимальной мне кажется формула 2+2+2. Первые два года — ​фундаментальная общеобразовательная подготовка, в том числе общеинженерная и гуманитарная (это вообще слабое место нашего технического образования, студенты-­физики не понимают общекультурного контекста своей будущей профессиональной деятельности, у них плохо развиты личностные компетенции, рефлексия, логика, отсутствует целостное мировоззрение), следующие два года — ​предпрофилизация: общие специализированные курсы, последние два — ​профилизация.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё