Как уберечь кактус во время шторма: капитан ледокола отвечает на вопросы читателей

Накануне экспедиции «Ледокол знаний» мы предложили подписчикам задать вопросы капитану атомохода. Из более полусотни вариантов Руслан Сасов выбрал самые, на его взгляд, интересные. Их авторам редакция «СР» отправит подарки.

Есть ли у вас какая-то невидимая связь с судном? Например, когда ледокол встречает очень толстый лед, вы его подбадриваете: «Держись, ты справишься»?

Иногда. Особенно когда был старпомом. В трудные моменты — ​например, когда видишь, что падает скорость, идем еле-еле, на буксире пароход, а ты не хочешь ни развязываться, ни обкалывать лед, потому что надо двигаться вперед… Вот тогда гладишь ледокол, говоришь: «Надо, родненький, надо». Удивительно, но помогает.


Если бы вам представился шанс назвать новый ледокол, какое бы имя вы ему дали?

«75 лет Победы» или «80 лет Победы». Гордо звучит, мощно. Мне нравятся такие названия: «Советский Союз», «50 лет Победы». Это наша история, ее нельзя забывать. Конечно, «Арктика», «Сибирь», «Урал» тоже прекрасно звучат, и здорово, что мы повторяем легендарные названия. Вот был знаменитый ледокол «Арктика», и сейчас новый тоже назвали «Арктика».


Стирается ли надпись «50 лет Победы» и как часто ее надо освежать?

Больше стирается краска на корпусе и надпись «Росатомфлот» по бортам. Все надписи освежаем, когда красим корпус, — ​примерно раз в год. Мы ведь должны содержать в порядке не только оборудование и внутренние помещения, но и корпус, надстройки. Мы за нашим кормильцем следим, любим его.


У космонавтов есть традиция в каждый полет на МКС брать игрушки-­талисманы. А что берут в походы капитаны атомных ледоколов?

Талисманы не берем, у нас другая традиция — ​ходить перед рейсом в морской собор. Например, в Никольский в Кронштадте или в Спасо-Преображенский в Мурманске.


На что похож звук ломающихся льдин?

Зависит от толщины льда и места, где ты находишься. На нижних палубах слышен очень громкий хруст, особенно в курительном салоне в носу — ​как раз носом ледокол раскалывает льдину. Туда даже иногда некурящие люди приходят просто послушать лед. А на палубах повыше — ​только глухой стук льдин, которые переворачиваются и плашмя бьются о днище ледокола.


Если сломаются навигационные приборы, можно ли идти по звездам?

Мы пользуемся современными методами навигации, все системы взаимозаменяемы, дублируют друг друга, и, если вдруг одна выйдет из строя, вторая будет работать автономно и бесперебойно.

Но у нас есть все для того, чтобы определять местоположение по звездам: звездный глобус, секстаны, морские таблицы. Есть даже бумажные карты в пару к электронным. А вот на новых ледоколах вы бумажных карт уже не найдете.

Я за то, чтобы иметь бумажные карты, они нам нужны. Иной раз приходит выпускник вуза и не понимает, что с картой делать — ​у него электронная в телефоне. Приходится учить. При плавании вблизи берегов и в узкостях основной метод определения местоположения судна — ​не по GPS, а по береговым ориентирам с использованием радиотехнических средств: пеленгаторов, радаров, которыми измеряем пеленги и расстояния до наблюдаемых навигационных береговых ориентиров. GPS хоть и точнее, но может на некоторых участках отключаться неожиданно. И тогда приходится вспоминать, что такое измеритель, транспортир, штурманская линейка, параллельная линейка… Начинать снимать пеленги, измерять дистанцию до берега, до маяков или мысов. Это азы навигации.


На Белоярской АЭС выращивают кофе. Выращиваете ли вы ­что-то на ледоколе?

На старых ледоколах, например на «Ямале», где я работал, есть специальные помещения — ​что-то вроде теплиц. Сейчас там ничего не растет, а раньше их использовали для выращивания овощей методом гидропоники. У нас такого помещения нет, но в каютах есть цветы, чаще кактусы. Подставочки для них делают, чтобы в шторм не перевернулись. Один матрос у нас стал сыроедом и выращивает у себя в каюте зелень всякую, проростки семян.

Вообще, в дальнем походе хочется уюта. Кто цветы поливает, кто за рыбками ухаживает. На «Ямале», помню, был большой аквариум в салоне. Еще там жил попугай. А на «Севморпути», коллеги говорят, жила морская свинка.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
События Технологии
«Атомэнергомаш» внедрил новую систему мониторинга оборудования
Федеральный номер «Страна Росатом» N°36 (548)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» N°36 (548)

День работника атомной промышленности: ​главное — стр. 4

З0 лет совершенства: эволюция защиты АЭС — стр. 10

Профессия — ​сверяем ожидания с реальностью — стр. 12

Скачать
Люди
Ракетка дальнего действия: как атомщица стала чемпионкой в 42 года
Синхроинфотрон
Глазами Карика и Вали: фотоохота в окрестностях Балаковской АЭС
Синхроинфотрон
«Не будет воли — ничего не будет»: в «Росатоме» обсудили формулу таланта
События
«Росэнергоатом» начал строительство центра обработки данных в Татарстане
Показать ещё