«Ледокол открытий»: как стать конструктором, инженером, изобретателем
На пути к Северному полюсу участников просветительской экспедиции «Ледокол открытий» сопровождали эксперты «Росатома». Начальник конструкторского отдела МОКБ «Марс» Сергей Смирнов на мастер-классе поделился мечтой — создать в госкорпорации «бюро изобретений», в котором свои перспективные идеи школьники будут доводить до ума с профессионалами. А также рассказал, как стать конструктором, овладеть тайными знаниями и сделать атомную карьеру.
О пути в профессию
Я учился в Московском институте электроники и математики по специальности «проектирование технологии радиоэлектронных средств». Из названия ясно, что это не конструкторская специальность. У нас на курсе вообще только один предмет был отчасти связан с конструкторским делом, большинство давали общую подготовку: электроника, программирование, математика и др.
На четвертом курсе института научный руководитель привел меня и еще нескольких ребят в МОКБ «Марс». Сказал: это хорошее предприятие, им нужны молодые специалисты, а вы сообразительные ребята. Я выбрал конструкторский отдел — и не пожалел. Там работали очень крутые инженеры, правда, в основном люди пожилые. Специалистов среднего возраста практически не было. И я уже на четвертом курсе стал работать там на полставки. Причем очень не хотел отставать от тех, кто работал на полную ставку: задерживался на работе, старался дома что-то доделать, что не успевал в бюро. Возможно, поэтому после окончания института моя карьера быстро пошла в гору.
Год с небольшим после вуза я работал инженером-конструктором третьей категории, потом получил вторую категорию, первую, и через три года меня уже назначили начальником бригады из восьми человек. Причем я перешел из бригады проектирования солнечных широкопольных датчиков в бригаду, которая конструирует электронные устройства. Нюансы пришлось осваивать буквально за пару месяцев, коллектив мне в этом очень помог. И вот я уже 13 лет работаю в МОКБ «Марс», из них восемь — руководителем. Два года назад стал начальником отдела.
Один из любопытных проектов нашего бюро, в котором я участвую, — создание медицинской техники. Мы делаем роботизированный многостепенной стол для нейтронной и фотонной терапии, который будет с высокой точностью позиционировать пациента под облучением для лечения онкологических заболеваний.
О конструкторских навыках
У «Марса» есть базовая кафедра в Московском авиационном институте, многие сотрудники бюро там преподают, и кафедра много лет поставляет нам молодых специалистов. Кто-то становится программистом, кто-то конструктором, кто-то схемотехником.
Какими навыками должен обладать новый сотрудник, оформляясь в мой отдел? В первую очередь трехмерным видением объектов. Будущую конструкцию нужно сначала представить в голове: как она будет выглядеть, как ее будут собирать, может быть, даже как будут изготавливать.
Во-вторых, я проверяю, насколько соискатели знают станки, технологии сборки — нельзя быть конструктором без досконального знания оборудования. В нашем отделе мы стремимся к тому, чтобы по чертежам, которые конструктор передал в производство, на 95–98 % все было изготовлено и собрано с первого раза. На оставшиеся проценты приходится человеческий фактор — все мы люди, все где-то можем ошибиться. Но опыт конструктора, даже самого молодого, должен быть достаточен, чтобы вписаться в наши жесткие нормативы.
Об инженерном языке
Совет хорошо учиться в школе и институте не такой банальный, как принято считать. Причем важны не столько отличный аттестат и красный диплом, сколько техническая грамотность.
В школе ребята приобретают навыки, которые им помогают учиться в институте. В институте (я говорю сейчас о технических вузах) они изучают язык, на котором будут общаться с инженерами на производстве. Нюансы конструирования, программирования они узнают на предприятии, когда будут разрабатывать конкретные вещи. Но овладеть техническим языком надо раньше, чтобы общение со специалистами не было затруднено. Моя рекомендация — на первых курсах максимально включаться в учебу, если хотите, чтобы этот навык был у вас лучше, чем у сверстников. А на четвертом курсе уже нужно включаться в работу и накапливать не только знания инженерного языка, но и производственный опыт, практиковаться, чтобы в дальнейшем взлететь по карьерной лестнице.
О бюро изобретений
Талантливых ребят в стране много. Проблема в том, что школьники не обладают достаточными компетенциями, знаниями и связями для того, чтобы реализовать свои изобретения. К сожалению, и в структуре «Росатома» пока нет такой организации, которая могла бы им в этом помочь.
Моя мечта — создать такое конструкторское бюро, в котором школьники, авторы перспективных изобретений, будут доводить их до ума с участием профессионалов отрасли. Профи помогут молодым не допустить глупых ошибок, не наступать на грабли. Если все это хорошо организовать, то российская наука выиграет. Ведь большинство заказчиков боятся того, чего еще ни разу не видели, не выделяют деньги на то, что нельзя пощупать. «Росатом» может сделать прототипы, за которыми придет финансирование. Моя мечта — создать такое бюро изобретений.
О тайных и явных знаниях
Был такой изобретатель в СССР — Генрих Альтшуллер. Он заметил, что этапы развития разных технических систем похожи, и предположил, что они развиваются по определенным законам. Провел анализ патентного фонда и выявил эти законы. Фактически стал родоначальником целой науки — теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Сейчас эта наука популярна во всем мире, но почему-то в России про нее начинают забывать. Мне кажется, что ТРИЗ — это особые тайные знания, которыми стоит поделиться со своими соотечественниками, и, как рекомендовал Генрих Альтшуллер, прежде всего со школьниками и студентами, которые эту теорию лучше впитывают и потом применяют в жизни.
Кстати, свои ТРИЗ существуют и для экономики, и для политики, их разработали последователи Альтшуллера для самых разных областей науки. Книги на эту тему легко найти в интернете и в книжных магазинах.
Об амбассадорах «Росатома»
Когда меня пригласили поучиться на амбассадора, я первым делом полез гуглить, что это такое. Потом были сомнения, смогу ли я им стать. Но обучение затянуло — преподавали отличные специалисты. Я выполнил все поставленные задачи одним из первых — и понеслось. В основном я общаюсь со школьниками и студентами, рассказываю им, что такое атомная отрасль, конструирование, та же ТРИЗ. В «Сириусе» вел многодневный мастеркласс, где познакомился с отличными ребятами, которые прямо
с упоением все это слушали. И здесь, на «Ледоколе открытий», мы со школьниками придумали несколько изобретений. Надеюсь, они их не забросят, доведут до ума, а я помогу им их идеи реализовать и запатентовать.