COVIDимая угроза: как подготовиться к новой волне заболеваемости
Пик очередной, уже шестой волны пандемии ожидается в Москве в конце сентября, в целом по стране — ближе к ноябрю. Есть совсем небольшой запас времени, чтобы сделать прививку или ревакцинироваться, если с последней прививки прошло полгода.
Оперативный штаб «Росатома» по борьбе с коронавирусной инфекцией приводит тревожные данные. Если 27 июля COVID‑19 диагностировали у 85 сотрудников, то 10 августа — у 163, а 24 августа — у 302. Общее число инфицированных в отрасли (без учета зарубежных площадок) увеличилось за тот же период с 214 (на 27 июля) до 1487 человек (на 24 августа). Рост за месяц почти в семь раз.
В России 24 августа выявлен 40 231 новый случай заболевания. 10 августа их было 23 771, а месяц назад — 11 515.
Главный врач Федерального клинического центра высоких медицинских технологий ФМБА Татьяна Ходеева отвечает на вопросы о вакцинации и ревакцинации.
— Можно ли ревакцинироваться при росте заболеваемости?
— Можно и нужно, потому что тяжелое течение болезни и осложнения, которые возникают после COVID‑19, могут нанести необратимый вред организму. После ревакцинации при встрече с вирусом SARS-CoV‑2 срабатывает иммунный ответ, и человек, даже если инфицируется, перенесет болезнь легче, с меньшей вероятностью осложнений.
— Нужно ли искать «Спутник Лайт» для ревакцинации?
— На российском рынке в достаточном количестве представлен двухкомпонентный «Спутник V», или «Гам-КОВИД-вак», который доказал свою эффективность в борьбе со старыми штаммами и новыми мутациями. Его можно использовать и для бустерной прививки, введя один компонент вакцины, в том числе людям старше 60 лет.
— Нужна ли вакцинация при высоком уровне антител?
— Пока недостаточно данных, чтобы точно определить, какой титр антител на 100 % защитит вас от болезни. В каждом конкретном случае врач, осматривающий пациентов перед прививкой, собирает анамнез и только после этого принимает решение о повторной прививке.
— За рубежом ревакцинируются тоже раз в шесть месяцев?
— Практика разная. В среднем интервал от четырех месяцев до года. Многие государства, например Германия и Израиль, объявили о том, что будут рекомендовать ревакцинацию каждые шесть месяцев.
— Почему срок годности «Спутника V» продлили с шести месяцев до 12? Слишком много изготовили?
— Нет, это не связано с количеством вакцины. Вначале исследователи могли гарантировать, что вакцина точно будет работать шесть месяцев после производства. Сейчас мы имеем возможность наблюдать за огромным пулом вакцинированных. Все они внесены в единый федеральный регистр, накопилась информация о том, что вакцина сохраняет качество дольше полугода, и было решено продлить срок ее годности до года. Минздрав выпустил соответствующее распоряжение.
— Насколько «Спутник» действенный против новых подвидов?
— Коронавирусы проникают внутрь клеток только через определенные рецепторы. Антитела после болезни или прививки как раз закрывают эти «точки входа». Мутация вируса происходит не в его аппарате прикрепления и внедрения в клетку. Вирусы SARS-CoV‑2 любой мутации, попадая в наш организм, идут одним и тем же путем. Все они используют рецептор-белок АСЕ2 для проникновения в клетку, а эти рецепторы у привитых людей закрыты антителами. Таким образом, переболевшие и вакцинированные защищены от разных мутаций коронавируса. Даже если они заболеют, то не тяжело.
— Когда появится интраназальная вакцина и можно ли будет использовать ее как бустерную?
— Первая партия такой вакцины распределена по медучреждениям отдельных субъектов РФ. После испытания препарата можно будет делать выводы о его эффективности.
— При каких симптомах имеет смысл вызывать врача?
— Сейчас болезнь часто протекает в легкой форме. Может появиться субфебрильная температура, слабость и недомогание, боль в горле, кашель, головная боль. Но нужно помнить, что новые подвиды «омикрона» более заразны, то есть человек в первые один-два дня может заразить 10–12 окружающих. Поэтому при начальных признаках болезни лучше остаться дома или обратиться в поликлинику через боксы для инфекционных больных, в случае ухудшения состояния — вызвать врача на дом. За два года пандемии мы уже узнали, что лечение легких форм COVID‑19, как и других ОРВИ, симптоматическое. Обильное питье, постельный режим. При температуре выше 38,5 — жаропонижающее. И конечно, ограничение контактов.
Хочу пожелать всем работникам атомной отрасли крепкого здоровья. Не бойтесь ревакцинации — только так вы убережете себя и своих близких от тяжелого течения COVID‑19.