Лед тронулся: в «Росатоме» обсудили проблемы Севморпути
В «Росатоме» прошла первая встреча судовладельцев, грузоотправителей, капитанов «Атомфлота», представителей научных и сервисных организаций, топ-менеджеров дирекции СМП и Главсевморпути. Нужно было проговорить основные проблемы использования Севморпути и найти варианты их решений — «начать большой разговор», как сказал глава госкорпорации Алексей Лихачев.
«Переданные «Росатому» полномочия на СМП — это прежде всего создание комфортных условий для наших партнеров. Есть несколько месяцев до начала зимней навигации, чтобы подстроиться друг к другу. Эффективность работы и вложений в ледоколы, инфраструктуру, спутники, укрепление навигации — всей этой триллионной махины — будет оцениваться по одному критерию: удовлетворены клиенты или нет. И главная задача на сегодня — начать большой разговор о том, каким должно быть наше взаимодействие», — задал тон встрече гендиректор «Росатома».
Что с погодой
Главный запрос участников встречи — на достоверную и оперативную информацию. Для безопасного плавания это актуальные и прогнозные данные о погоде и ледовой обстановке. Существующей сегодня спутниковой группировки для оперативного обновления этих данных недостаточно, информация предоставляется раз в сутки, поэтому все участники плавания по СМП с большим нетерпением ждут новые спутники, особенно оснащенные радиолокационным оборудованием, которое сможет «видеть» лед даже сквозь облака.
А пока данные о дрейфе и параметрах льда собирают с земли. «Совкомфлот» вместе с «Атомфлотом» в январе 2021 года поставили четыре гидрометеостанции — по одной в каждом море восточной части СМП. Аппаратура работала, данные приходили каждые пять минут. Теперь разворачивают сеть таких гидрометеостанций (около 100) по всему Севморпути.
В правительственном плане по развитию СМП записано, что «Росгидромет» должен до 2024 года закупить и установить дрейфующие гидрометеорологические буи в акватории Северного Ледовитого океана — правда, всего два. Кроме того, в «Росатоме» планируют закупить информационные комплексы и установить их на суда. Работают и над улучшением связи — заинтересованные стороны обсуждают возможность устанавливать на судах базовые станции.
Ледовые правила
Капитанам ледоколов надо, чтобы реальные качества проводимых судов соответствовали заявленному ледовому классу. Класс судна раз в год подтверждает Российский морской регистр судоходства, и известно минимум о пяти случаях, когда выданные документы не соответствовали действительности. Причины разные — например, поломки оборудования, случившиеся уже после проверки. Но в случае ЧП достоверная информация о вышедшем на маршрут судне, даже если она не соответствует документам, нужна на месте. Зная реальные технические параметры теплохода, капитан ледокола сможет точно подобрать тактику проводки, сделав ее безопасной и по возможности быстрой.
Еще один важный фактор безопасности, о котором говорят представители дирекции Севморпути, — ледовый класс не равен ледопроходимости. Ледовый класс означает, что судно выдержит нахождение во льдах с определенными свойствами и они его не раздавят. Но класс не гарантирует, что судно сможет самостоятельно через эти льды пройти. На встрече предложили обсудить и внести в правила плавания по акватории Северного морского пути поправки о праве Главсевморпути учитывать при допуске на маршрут не только класс судна, но и реальную ледовую обстановку. За поправки выступили и грузоотправители, у них свои аргументы: нередки ситуации, когда маршрут очистился от льдов, а грузоотправители все равно вынуждены оплачивать ледокольные услуги, потому что так предписывают правила, учитывающие ледовый класс, зону СМП и время года.
Обмен данными
У Штаба морских операций есть информационная система, которая аккумулирует и обрабатывает данные о погоде, ледовой обстановке и движении судов на СМП. Подобные системы есть и у крупнейших компаний-грузоотправителей. Из-за разных алгоритмов обработки входящей информации итог (например, толщину льда) системы грузоотправителей и ШМО показывают разный. Отсюда вопрос: будет информация из Штаба морских операций рекомендациями по плаванию или директивами? Следующий вопрос — мера ответственности за их невыполнение. Чтобы разрешить эти вопросы, крупнейшие недропользователи и штаб готовы объединять системы.
Ледокол по расписанию
Ключевая проблема плавания по СМП — доступность ледоколов. Крупнейшие заказчики арендуют ледоколы по долгосрочным контрактам, на них приходится львиная доля доходов «Атомфлота». Но важны и разовые заказы, обеспечивающие северный завоз, поставки оборудования и материалов для различных проектов, транзит. Все заказчики настаивают на доступности ледоколов по первому требованию. Директор дирекции Севморпути Вячеслав Рукша привел характерный пример качества планирования: позвонил губернатор узнать, когда ледокол пойдет, — хотел попросить судно захватить. А ледокол вчера ушел.
Практика показала, что в условиях роста грузоперевозок работа по требованию чревата сбоями и конфликтами, поэтому договоренности об использовании ледоколов надо менять, а главное — четко планировать свою деятельность. Главсевморпуть и «Атомфлот» просят судовладельцев заранее предоставлять планы выхода судов. Сейчас они предоставляются на год и на месяц, но фактически часто меняются. Судовладельцы готовы к более четкому планированию при условии, что планы также будут предоставлять (а главное — выполнять) грузоотправители. Те, в свою очередь, ссылаются на не всегда четко прогнозируемый процесс закупок региональных властей и компаний.
Кроме того, судовладельцы, грузоотправители и представители сервисных организаций просят дирекцию Севморпути соблюдать график техобслуживания и ремонта и обеспечивать техническую готовность ледоколов.
Проводка на паях
Облегчить плавание по СМП в условиях дефицита ледоколов может их отвлечение от долгосрочных контрактов на проводки во время простоя. Вопрос в том, как совместить графики. «Новатэк» предложил несколько вариантов. Первый — «Ямал» можно использовать для сторонних проводок с согласия «Новатэка», компания может прогнозировать, будет ледокол свободен или нет, за пять дней. Второй вариант — совместная проводка судов разных грузоотправителей с использованием одного ледокола. В этом случае второе судно идет в фарватере газовоза «Новатэка», а дирекция СМП снижает ему счет за использование ледокола в те дни, когда шел попутчик. Третий вариант — обмен ледоколами между крупнейшими заказчиками. В первых двух случаях нужны будут изменения в заключенных договорах, в третьем, по-видимому, заказчики будут договариваться и рассчитываться между собой и уведомлять об изменениях Главсевморпуть.
Центр информации
Еще один важный вопрос, затронутый на встрече, — как сделать, чтобы все данные поступали в единое окно, Главсевморпуть, а затем — заинтересованным сторонам. Пока планы и иная информация сводятся и распределяются с помощью неспециализированного ПО. Но в 2024 году должна заработать единая платформа цифровых сервисов и услуг — ЕПЦС. На платформе будут собраны и обработаны все данные по СМП: прогнозы погоды, разрешения на плавание, планы по проводкам, информация об аварийно-спасательных службах и проч.
Встреча, по отзывам участников, прошла конструктивно, запланированы новые: в августе — в Мурманске, в сентябре — на ВЭФе во Владивостоке.
«Эффективность работы и вложений в ледоколы, инфраструктуру, спутники, укрепление навигации — всей этой триллионной махины — будет оцениваться по одному критерию: удовлетворены клиенты или нет».
Алексей Лихачев